Ландшафтный дизайн

Искусство малых форм

Живу–чести традиции украшать сад скуль–птурой и малыми архитектурными фор–мами – скамейками, перголами, бесе–дками, шпалерами – можно позави–довать. С античных времен сад сло–вно бы и не сад вовсе, если в нем нет увитых зел–енью арок или притаившихся в тени ветвей скульп–турных изображений.

И малые архите–ктурные формы, и скульптура в рав–ной степени необходимы саду. Но не напр–асно их разделяют именно та–ким образом: у беседок и пергол, пом–имо их собственной красоты и свой–ства придавать садовому ланд–шафту законченность, есть некое функцио–нальное назначение; скульптура же служит в саду тол–ько для эстетического эффекта, но зато в этом каче–стве ее невозможно переоценить.

Сад–овая скамья

Садовым кре–слам и скамейкам можно было бы букв–ально пропеть оду – так они хороши, комф–ортны и незаменимы в каждом саду. В бол–ьших садах, например в рус–ских дворянских усадьбах, скам–ейки часто ставили на приг–орках, откуда открывался роск–ошный вид на окрестные поля и леса. В малых са–дах их место чаще всего было в каком-нибудь уедин–енном уголке, за ветвями дере–вьев, в тени, часто рядом с заб–ором или подпорной стенкой. Это впо–лне обоснованно: садовая скамья обяза–тельно должна стоять та–ким образом, чтобы чел–овек чувствовал свою защищенность, ин–аче ему будет неуютно.

Скам–ейки можно подобрать к люб–ому стилю. Существует опреде–ленная стандартная привязанность матер–иалов, из которых сделана ска–мья, к стилистике сада. Так, для садов в ст–иле модерн скамейки чаще вс–его изготавливают из металла. Ков–аные линии воплощают пла–вные очертания цветов, ста–вших символами этого ст–иля, – лилий, ирисов и т. д. Име–нно ковка наиболее уме–стна в таком саду, но она будет выгл–ядеть весьма нелепо в саду в ст–иле naturegarden. Для таких садов, а та–кже для пейзажного сада (английского) больше подх–одят деревянные скамейки раз–ных форм – от самых простых, безыс–кусных лавочек до классических вари–антов со спинкой и подлокотниками. Хор–оши также «зеленые» скамейки, выпол–ненные с применением геопластики из по–чвы и усаженные газонной тра–вой, но при этом имеющие вполне традиц–ионные очертания. Правда, трав–яной скамейкой нельзя пользо–ваться после дождя, зато в солн–ечную погоду – нет ничего лу–чше. То же со скамьями из камня (хороши в са–дах японских и авангардных) и кирпича (прекрасно смот–рятся в саду кантри) – их функциональность зависит от пого–дных условий, однако ино–гда, учитывая эстетику сада, ст–оит отдать им предпочтение.

Подыс–кивая скамейку в свой сад, подумайте о ее фун–кции. Если ей суждено стать мес–том для размышлений хозяина дома, то, мо–жет быть, лучше остановиться на сад–овом кресле; если в доме много детей, то, возм–ожно, нужно приобрести скамейку-качель. Есть ска–мьи формата tеt-a-tеt, где двое могут сид–еть лицом друг к другу, есть ска–мьи круговые, на которых помещ–ается очень много нар–ода и которые можно сде–лать интересными, обыграв, ска–жем, тему ракушки. Словом, не надо прель–щаться первым предложенным вам в мага–зине вариантом – следует хор–ошо обдумать смысловую нагр–узку скамейки, ее удобство и соотве–тствие стилю сада. При этом необходимо уче–сть и то, как будет выглядеть скам–ейка среди зимы, усыпанная сне–гом,– это тоже важно...

Скульптура

Осно–вная роль скульптуры в саду – сделаться цен–тром садовой композиции, при–дать ей некую законченность. На–йти замену скульптурным изобра–жениям в этой роли очень сложно. Особ–енно если речь идет о саде, в котором доминируют листв–енные растения – деревья, куста–рники и т. д.

В романтическом саду подобные кар–тины необходимы. Уместна клас–сика и в парадной части сада, реше–нной в регулярном стиле: именно с пом–ощью статуй, расставленных в стр–огом порядке, можно соз–дать определенную атмосферу праз–дника.

В садах естественного ст–иля и авангардных более уме–стна скульптура совсем ин–ого плана. Скажем, для naturegarden подо–йдет скульптура из дерева (она же бу–дет хороша и рядом с хвой–ными растениями, тогда как предс–тавить себе мраморных дев среди кол–ючих еловых ветвей сложновато), возм–ожно вырезанная самим хозя–ином. Забавно смотрятся металл–ические фигурки соотвествующей дерев–енской жизни тематики.

Осо–бую роль в садах в последнее вр–емя отводят малой скуль–птуре. Многочисленные гномики, еж–ики, кошки, розовые флам–инго и прочие представители сказо–чного и животного мира интенсивно осва–ивают садовые территории.

В аванг–ардных садах часто ста–вят скульптурные изображения, кот–орые сами по себе представляют художественную ценн–ость. Они часто становятся иде–йной основой сада, а растения и ландш–афтные композиции – всего лишь их окруж–ением. Сад, сделанный под авангардную скуль–птуру, – отнюдь не редкость, как, впр–очем, и обратный вариант – ко–гда для готового сада у художников по мет–аллу или камню заказывается похо–дящая по замыслу скульптура. Концепту–альность – отличительная черта аванг–ардных садов, несомненно, опреде–ляющая характер скульптурных форм.

Эт–ому есть объяснение – популярность компо–зиций из низкорослых растений, напр–имер представителей семейства верес–ковых, требует именно та–кой, небольшой по габаритам скуль–птуры, не относящейся ни к какому конкр–етному садовому стилю. В Средизе–мноморье такую роль часто игр–ают керамические кувшины, вазы и пр. Посч–итать эти элементы южного ст–иля в наших садах гармон–ичными довольно сложно. Альтер–натива – деревянные поделки, но в про–дажу они почти не поступают, поэ–тому понятно, почему так жив–учи оказались гномы и ежи. Нич–его дурного в их присутствии нет – ва–жно, чтобы их не было очень мн–ого.

Приятная тень

Даже в наших севе–рных широтах создание тени – одна из осно–вных задач, стоящих пе–ред теми, кто стремится вырастить поис–тине уютный сад. В этом деле незаменимы пер–голы – арочные конструкции, как пра–вило, увитые зеленью. Они мо–гут располагаться по одной, сло–вно ширма между отдел–ьными участками сада, а могут быть час–тью целого тенистого «коридора», если раз–меры сада позволяют разместить та–кую крупную композицию на уча–стке. В числе их функций, пом–имо создания собственно тени, есть еще и та–кая важная, как деление сада на отде–льные зоны и в то же время его объединение, поск–ольку повторяющаяся форма конст–рукции помогает визуально сде–лать пространство сада единым.

Конфиг–урация пергол может быть са–мой разной. Их делают круг–лыми и прямоугольными, причудливой фо–рмы, напоминающей окна какого-нибудь восточного дво–рца, линейными и многоугольными. Кон–ечно, во многом форму бу–дет определять материал. Клас–сика, корнями уходящая в виногра–дорство, – это сочетание каменных сто–лбов с деревянными перекладинами, но этот вар–иант хорош только в кру–пных садах. Более распрос–транены металлические арочные конст–рукции, выглядящие легкими и изящ–ными. Однако они несут в себе не–кую опасность: металл хорошо пров–одит холод, и некоторые раст–ения, например клематисы, нел–ьзя оставлять на зиму на металлических опо–рах. Менее хлопотны дерев–янные перголы, особенно сег–одня, когда они стали вес–ьма долговечными, благодаря тому, что выпус–кается много препаратов для обра–ботки древесины от внешних возде–йствий. Обратив внимание на ме–ста сочленения деталей дерев–янной конструкции, а также грам–отно закрепив их в земле (деревянные сто–лбы не закапывают в землю, а кре–пят болтами к забетонированному желе–зному основанию; при этом между бетоном и дер–евом должен остаться за–зор около 5 см; соединения лу–чше закрепить болтами), можно ограни–читься лишь стрижкой на зиму роз или других вьющ–ихся растений и таким обр–азом оставить их зимовать. Усып–анные снегом деревянные пер–голы будут дополнительным украш–ением вашего сада в зимнее вр–емя.

Визуальную воздушность саду при–дают арки из бамбука. При этом только горизон–тальная часть перголы мо–жет быть выполнена из этого мате–риала, так как несущие столбы из бам–бука долго не простоят. Как и все конст–рукции, в которых фигурирует бам–бук, пергола не должна соде–ржать металлических гвоздей и шурупов: ше–сты не прибивают, а привязывают к осн–ове. Для этого подойдет невыдел–яющееся силоновое волокно, мяг–кая проволока, кожаные ре–мни и прочее.

Если сад большой, есть см–ысл подумать о перголах из ка–мня. Особенно эффектно смот–рятся те из них, что представляют собой дово–льно длинные «коридоры», одна из сторон кот–орых – каменная стена заб–ора или высокой подпорной сте–нки, а вторая – столбы все из того же ка–мня с деревянными или металлическими перекр–ытиями. Не следует забывать о возмож–ностях новых материалов, напр–имер искусственного декоративного ка–мня. Каменные перголы мо–гут выглядеть очень эффе–ктно, особенно если правильно собл–юдены пропорции размеров арок, выс–оты примыкающей стены, габа–ритов самого участка и архите–ктурных построек (дома или коттеджа).

Однако откро–венная функциональность беседок наш–его времени отнюдь не озна–чает отсутствия эстетической нагр–узки. В каждом случае это кру–пная стилеобразующая единица сада.

Что каса–ется списка растений для озеле–нения, то он необычайно велик. Плет–истые розы, клематисы и девичий вино–град – самые популярные. Одн–ако есть немало таких, что мо–гут сделать перголы вес–ьма оригинальными. Например, декора–тивные бахчевые растения, пл–оды которых отличаются разноо–бразной расцветкой и необычностью форм. Ча–сто садовые навесы из пер–гол ведут к небольшим площадкам-патио, украш–енным фонтанами, скамейками, скульп–турами. Таким образом, хозя–евам не стоит рассматривать отде–льно перголы и другие аксес–суары для сада – все они должны составлять еди–ное целое, строгую гармо–ничную композицию.

Беседка

В совре–менном российском саду крайне ре–дко можно встретить бес–едку, предназначенную для уединенного отд–ыха. Чаще всего это место для чаеп–ития, обеденная зона сада либо, если размеры конст–рукции велики, место для отд–ыха в шезлонгах на свежем воз–духе. Тех беседок, что именовались рото–ндами и устанавливались в самых живоп–исных местах сада, почти не оста–лось.

Каков сад – такова и бес–едка. Если она расположена рядом с осно–вной постройкой, необходимо при–дать ей черты некой архите–ктурной родственности дому, если же она спрятана в глу–бине сада – можно пренебречь этим обстоят–ельством. Большинство беседок им–еют симметричные формы, хотя асимме–тричная беседка более инте–ресна для восприятия человеком, да и совре–менные кровельные материалы позв–оляют выполнить крыши са–мых сложных и необычных форм.

Матер–иалом для «теплых» беседок чаще всего стано–вится дерево, открытые бес–едки в большинстве случаев выпол–няются из металла. Кованая бес–едка часто является пред–метом гордости домовладельца, выраж–ением его изысканного вкуса.

Разл–ичают еще беседки с полом и без него. Пер–вые – основательные, обязательно кры–тые, обставленные уютной меб–елью, готовые к использованию в лю–бую погоду. Современные ана–логи печек-буржуек часто делают их обита–емыми и в зимнее время. В чи–сле вторых возможны са–мые разные варианты, впл–оть до веревочных беседок, укр–ытых лишь зеленью плетистых раст–ений. Малые архитектурные фо–рмы и скульптура делают сад одновр–еменно возвышеннее и уютнее. Не ст–оит оставлять свой сад без этих элементов, но при этом не ну–жно и чрезмерно увлекаться ими.

В поле зре–ния человека, смотрящего в сад с опреде–ленной точки, не должно попа–дать более одного-двух аксессуаров. Отнес–итесь к их выбору с душой – пу–сть все мелочи в саду имеют собст–венную ауру. Только тогда они бу–дут в гармонии и с растениями, и с ва–шим домом, и с вами.



Интересные статьи
Индивидуальное водоснабжение. Виды скважин на воду

Сква–жина на песок – это не очень глуб–окая скважина (20—30 метров), её производительность не выс–окая и составляет этот показатель не бол–ьше 0,9 кубометров в час. Для подобных скв–ажин будет использовать специ–альная труба диаметром 152 или 133 мм.

Надписи на офисных и фасадных табличках могут наноситься разными способами.

Мн–ого ли вы знаете о, казалось бы, обы–чных офисных и фасадных табл–ичках, коих великое множество ви–сит на дверях кабинетов и сте–нах всевозможных заведений? Если у вас организация, офис или предп–риятие, значит, у вас есть сотрудники, зака–зчики и партнёры.

Аквапанель® цементная плита — уверенность в завтрашнем дне!

Компл–ектные системы на основе КНАУФ-листа (гипсокартонного листа), КНАУФ-суперлиста (гипсоволокнистого листа) и КНАУФ-гипсоплиты (пазогребневой плиты) да–вно заслужили доверие и популя–рность у российских строителей и проекти–ровщиков.

Выбор стройматериалов для строительства

Професси–онального мастера в области строит–ельства в первую очередь дол–жны интересовать материалы для выпол–нения предстоящих работ, ну–жно в обязательном порядке обра–щать внимание не только на их стои–мость, но и на качество.

Блиц-опрос. По поводу воды…

1. Наск–олько актуальна, на ваш взгляд, проб–лема водоочистки? 2.