Ландшафтный дизайн

Освещение участка Отделить свет от тьмы

Как прав–ильно установить освещение на сад–овом участке: использовать фонари и проже–кторы, подобрать и размещать свети–льники, создавать подсветку так, чт–обы сад стал шедевром светопроекта.

Осве–щение территории загородного влад–ения, включая дом, — дело сложное и важ–ное. В нем есть и практическая сторона, и эстетическая: искусс–твенный свет позволяет свободно и безо–пасно перемещаться по участку в тем–ное время и создает атмо–сферу уюта и комфорта. Но подразделение осве–щения на функциональное и декоративное кра–йне условно, не вполне объек–тивно и, более того, наносит ощут–имый вред ландшафтному дизайну, кот–орый у нас в стране все еще в стадии стано–вления. Правильнее было бы выделить два под–хода к светосценарию для сада: творческий и нетвор–ческий со всеми вытекающими послед–ствиями.

Акцент на функциональность св–ета в саду — тяжкое наследие сове–тской эпохи. Освещение по прин–ципу «Дорожку видно — и ладно» нельзя счи–тать светосценарием. Между тем сад–овое освещение — это целый мир, спос–обный отражать эмоции, созд–авать настроение, формировать радо–стное мироощущение. Конечно, оно не дол–жно вступать в противоречие с функ–цией, не должно быть искусством ради иску–сства. Но и о красоте забывать нел–ьзя. В идеале грань ме–жду функциональным и декоративным освещ–ением практически не определяется, по кра–йней мере неспециалистами.

Слагаемые светово–лшебства

Чтобы чудо преображения придо–мовой территории состоялось, рабо–тать с проектом освещения дол–жны узкие специалисты — свето–техник с архитектором. Именно им наиб–олее очевидны и места, где сле–дует установить осветительные при–боры, и типы поставщиков света, кот–орых на сегодняшний день не так уж мало.

Заливающее осве–щение — наиболее простой функцио–нальный прием, который приме–няется для освещения территории или пери–метра участка. На высоких опо–рах размещают прожектор залив–ающего света. Часто практи–куется кратковременное включение эт–ого светоносителя лишь для создания свет–овой дорожки, облегчающей парк–овку въезжающим на территорию автом–обилям. Такое использование отч–асти объясняется тем, что прожекторы все–гда были крайне энергоемким оборуд–ованием. С появлением экономичных светод–иодных разновидностей стало возм–ожно использовать прожекторы в тем–ное время суток пост–оянно. Они нередко становятся источ–ником цвета в ночи и позволяют высве–чивать отдельные крупные объ–екты — «положить большое световое пятно», выра–жаясь языком светотехников. Если уса–дьба велика и состоит из неско–льких строений или архитектура дома так–ова, что его крыша имеет сло–жный рельеф, такое осве–щение дает возможность положить неск–олько световых пятен и тем са–мым обыграть проект, при–чем придав ему тот самый эмоцио–нальный окрас, который и явля–ется главной задачей грамо–тного освещения. В этом случае мо–жно еще и менять цвет прожекторов, а тем са–мым и облик дома…

Заливающее осве–щение приобретает особую актуал–ьность в охраняемых коттеджных посе–лках, где хозяевам домов уже не ну–жно обносить участки глу–хим забором. Даже при отсутствии огр–ады границы могут быть обозн–ачены с помощью света — прозр–ачная стена светового пот–ока не защитит от проникновения, но че–тко очертит приватную терри–торию.

Таким образом, практи–чность и декоративность заливающего светод–иодного освещения разграничить кра–йне сложно.

Кроме того, преиму–ществом любого заливающего осве–щения является отсутствие эфф–екта ослепления, характерного для источ–ников прямого света, к кот–орым относятся основные элем–енты общего освещения сада: фон–ари, болларды и точечные исто–чники света. Человек воспри–нимает свет позитивно, только ко–гда он не ослепляет его. Использование разноо–бразной арматуры и рассеивателей св–ета (стеклянных, ручного изготовления, пластмассовых) позв–оляет обеспечить достойный уро–вень комфорта. Прямой свет не осле–пляет, если распространяемый отраженный свет прох–одит через защитный эк–ран или фильтр, или же источник св–ета утоплен в корпусе свети–льника. Только учтя это и выбраковав некомф–ортные фонари, можно озада–читься поиском среди «правильного» ассорт–имента осветительных приборов наиб–олее подходящих стилистически. Подо–брать можно не только нуж–ную конфигурацию, цвет и размер плаф–онов, но и необходимую высоту светил–ьников. Неудачные светильники при хор–ошем доме на сегодняшний день можно сче–сть дурным тоном, ведь свети–льник — та же малая архитектурная фо–рма, как беседка или скульптура в саду. И надо заме–тить, что дорогие модели и слу–жат дольше, и качество св–ета предлагают, как правило, куда луч–шее, чем дешевые.

Маркировочное осве–щение служит для обозначения гра–ниц того или иного участка сада посре–дством светового контура, выде–ления границ пешеходных и автомо–бильных дорожек или обозначения напра–вления движения. Выбор сре–дств огромен. Это могут быть полуме–тровые столбики-болларды, оптоволоконное перевернутое «звездное небо», светя–щаяся брусчатка и т. д. Общее требо–вание для таких осветительных приб–оров — высокая степень защ–иты от механических воздействий. Напр–имер, ударопрочное стекло светя–щейся брусчатки выдерживает вес до 2000 килог–раммов.

Одним из самых эффе–ктных приемов считается осве–щение растительности и малых архите–ктурных форм на участке. Используются как мин–имум два основных принципа распрос–транения света: с поверхности земли — прожек–торами, переносными светильниками на ост–ром столбике типа «спайк», и сверху — осветит–ельными приборами, не наносящими вр–еда растениям. Главное требо–вание при использовании подсветки — «невидимость» исто–чника света: он должен быть максимально замаск–ирован. Как и во всяком серьезном деле, зд–есь масса нюансов. При подс–ветке больших деревьев, напр–имер, нужно учитывать фо–рму их кроны: для раскидистых используются встро–енные светильники с широким уг–лом светового потока, для бер–езы — источник света со сре–дней шириной пучка, для со–сны — с узким и т. д.

Освещение сад–овой скульптуры — особое иску–сство. В частности, если подсветить, ска–жем, фигурку льва светильником, встро–енным под ним в землю по центру, не искл–ючено, что она может и напугать кого-нибудь. Поэ–тому, чтобы добиться максим–альной эстетичности, осветительные при–боры необходимо установить с двух сто–рон от скульптуры, и поток св–ета от одного должен быть ме–нее мощным, чем от другого. Но и это еще не все: при осве–щении малых архитектурных форм в саду ну–жно учитывать их пропорции и отраж–ающую способность материала.

Инте–ресно проектирование малых архите–ктурных форм со встроенным освещением, особ–енно если украшения имеют светопро- зра–чные элементы. Светодиоды и оптов–олокно позволяют создавать сверхмин–иатюрную подсветку, что открывает в этой обл–асти новые горизонты.

Отде–льная статья садового св–ета — освещение водоемов. Это наиб–олее сложный, налагающий опреде–ленные технические требования, но в то же вр–емя благодарный прием, обеспеч–ивающий при правильном применении удивит–ельные эффекты. Здесь первост–епенное условие — использование освети–тельных приборов, питающихся от напря–жения не выше 12 вольт. Таковы герме–тичные светодиодные и галогенные (металлогалогенные) свети–льники. Оптимальны гибкие волок–онные светодиоды, снимающие проб–лему контакта токоведущих час–тей с водой. Благодаря замеча–тельным оптическим свойствам воды, осве–щение водопадов, ручьев, фонт–анов, бассейнов и прудов соз–дает удивительные по красоте ландш–афтные картины.

При организации свет–овой сцены замечательной нахо–дкой может быть отражение наблю–даемой картины в водной гл–ади. А для движущейся и аэрированной воды наиб–олее эффектна подсветка изн–утри.

Освещение бассейнов откр–ывает неограниченные возможности для вопло–щения любых фантазий дизай–неров. Так же, как и в архитектурном освещении воо–бще, здесь преобладают два осно–вных подхода. Классический базир–уется на использовании мягкого, залив–ающего освещения, подчеркивающего естест–венную красоту бассейна в вече–рнее время и обнаруживающего все то, что скр–ыла бы тьма. Второй подход, так назыв–аемый световой авангард, предпо–лагает формирование совершенно нов–ого, феерического, отличного от днев–ного образа сооружения. Это сво–его рода театр: вода неожиданно окрашивается в необ–ычные для нее цвета, от ярко-желтого и до розового и сиреневого; кон–тур бассейна благодаря специ–альной подсветке постоянно нахо–дится в иллюзорном движении.

Осве–щение фасада дома является час–тью общего освещения с элеме–нтами маркировочного. При этом имеют знач–ение как композиционные особенности объ–екта — размеры, структура, архите–ктурный стиль, характер плас–тики, а также фактура и цвет облицо–вочных и строительных материалов, — так и расст–ояние и сторона, с которых бу–дет наблюдаться дом. Для освещения вертик–альных поверхностей чаще всего испол–ьзуют специальный отражатель, направ–ляющий максимум света под уг–лом к оси прожектора.Очень тон–кое дело — освещение колонн, кот–орые характерны для домов в класси–ческом стиле. Обычно на них напра–вляют свет прожекторов, установленных пе–ред фасадом. Типичная оши–бка при освещении колонн — сил–ьный световой контраст освещ–енной наружной части и закол–онного пространства. Для освещения кол–онн снаружи прожекторы устанав–ливаются напротив фасада, и с исклю–чением всякого экранирования. Если простр–анство перед зданием предст–авляет собой пешеходную зону, освети–тельное оборудование следует распо–ложить выше человеческого роста (на оп–оре, на ограде и т. д.). Если рядом рас–тут деревья, необходимо уче–сть пышность листвы ле–том. Еще один способ подсветки кол–онн — освещение заколонного простр–анства прожекторами или потолочными светил–ьниками. В некоторых случаях оно освещ–ается ярче, чем сами колонны, — это решение противо–положно дневному освещению и вес–ьма декоративно.

Возможно беско–нечное множество вариантов осве–щения одной и той же территории. В сре–днем реализация полноценного светоп–роекта обходится в 1500–2000 у. е. за сотку. Но эстети–ческий эффект профессионально организ–ованного освещения не определяется рам–ками экономических подсчетов — иску–сство не измеряется деньгами.



Подробное описание онлайн казино у нас на сайте.oironline.ru
Интересные статьи
Ваш помощник - мотобур

Если вы стр–оите загородный дом, то, разумеется, стара–етесь снижать трудоемкость ра–бот за счет применения электроинструмента или автон–омных механизмов.

Как найти 'лишние' метры в квартире

Квадр–атные метры, сколько бы их ни прихо–дилось на одного члена се–мьи, лишними никогда не быв–ают.

Стандарты качества

Пласт–иковые окна прочно вошли в наш быт, а та–кже в практику домостроения и рем–онта. Казалось бы, мы все уже знаем об ок–нах на основе ПВХ-профиля, однако зна–ние это, как правило, поверхностное и бессис–темное.

Виртуальный многоканальный номер телефона

Многока–нальный номер – это обычный тел–ефон, который дает возможность прин–имать сразу несколько зво–нков. Их используют тогда, ко–гда нужно принимать мн–ого звонков.

Строительный лес. Что это и где применяется.

При строит–ельстве частных домов, котт–еджей и многоэтажных зданий возн–икает потребность в использовании так–ого оборудования, как строительный лес.