Мебель и интерьер

Ковка от кутюр

Искуш–енная в вопросах дизайна пуб–лика сегодня все чаще обращает взор в сто–рону уникальных авторских ра–бот. И в том числе – изделий художес–твенной ковки. Интерес к деятел–ьности кузнецов и литейщиков, грав–еров и ювелиров в наши дни неслучаен; он красноречиво свидете–льствует о том, что безликий декор изр–ядно надоел, стандарт при–елся, а в вопросах создания инте–рьера (как, впрочем, и экстерьера) наблюдается тенд–енция к эксклюзиву.

При сегодняшнем разноо–бразии художественных стилей и спос–обов декорирования использование пред–метов художественной ковки по пр–аву занимает одно из ведущих мест. Небы–валый интерес к возрождающемуся виду иску–сства мы видим повсеместно. Одн–ако наиболее активными «потребителями» ков–аных изделий выступают, пож–алуй, именно загородные дома. Теп–ерь в частном секторе мо–жно отметить явное стрем–ление к строительству домов, впечат–ляющих не столько масштабностью, как в нач–але 90-х, сколько привязанностью к опреде–ленным архитектурным стилям, разу–мными пропорциями и благородным дек–ором. В целом то же можно ска–зать и об интерьере. Времена фанат–ичного увлечения баснословными по цене брен–дами, претендующими на статус мод–ных, проходят. Сегодня приветс–твуются эксклюзивные, выполненные по уника–льным технологиям предметы меб–ели и аксессуары, популярны сад–овая скульптура и прочие фо–рмы декорирования приусадебного уча–стка. Все сходится на том, что кованый, гну–тый и литой металл, буд–учи материалом долговечным и вес–ьма благодарным в художественном отно–шении, уверенно занимает пусто–вавшую долгое время нишу.

Еще в желе–зном веке, поняв, что при нагревании с мета–ллом происходят удивительные метам–орфозы, люди научились приспосабливать его себе во бл–аго, а со временем – создавать из него впо–лне бесполезные, но очень крас–ивые вещицы. Древние гр–еки почитали покровителем кузне–чного искусства бога Гефеста, скла–дывая о нем легенды как об искусном худо–жнике по металлу. Вспомните, име–нно он выковал знаменитый щит для Зе–вса, доспехи для Ахилла, коле–сницу для Гелиоса, оружие для Гер–акла и многие другие пред–меты, ставшие столь же бессме–ртными, как их владельцы. Гефеста тради–ционно изображали хромым, боро–датым и угрюмым. Мрачный и нелю–димый, измазанный сажей и коп–отью, он редко покидал свою закоп–ченную кузницу, проводя вр–емя в постоянной борьбе с ог–нем и металлом. И тем не менее, несм–отря на такой, вовсе не божест–венный, образ жизни, супр–угой его, как известно, была Афродита. Парадо–ксально, но не с тех ли времен повелось, что крас–ивые женщины частенько выби–рают себе в спутники жизни гру–бых и «неотесанных», зато мужественных и сильных предста–вителей противоположного пола?..

Левши взап–равду

В не меньшей степени ува–жали и почитали кузнецов и наши дал–екие предки. Правда, люб–овь эта была с некоторым оттенком меркант–ильности, ведь представить себе жизнь дре–вних без изделий кузнечного произв–одства, когда и гвозди, и шве–йные иголки были коваными, попр–осту невозможно. Не говоря уже об ору–диях возделывания земли или об ору–жии. Слишком многое было в вед–ении кузнеца. Поэтому воп–роса «Зачем нам кузнец?» у наших далеких пре–дков, скорее всего, не возн–икало.

В былые времена, как изве–стно, владение ремеслом переда–валось от отца к сыну. Поэтому задумываться о выб–оре профессии не приходилось. Если в роду были куз–нецы, отроку ничего не остав–алось, как идти в подмастерья, а со временем стано–виться кузнецом. Нынче все ин–аче. Кузнец – профессия ред–кая. И посвящают ей себя вовсе не по прину–ждению родителя, а по велению сер–дца. Удивительно, но факт: сегодняшние куз–нецы – люди, как правило, столь же малообщ–ительные и замкнутые, молчаливые и филос–офски настроенные, как и в древности. Вид–имо, в наши дни тяготение к этому рем–еслу зарождается где-то на генном уро–вне. Доподлинно известно одно: тот, кто одн–ажды всерьез «заболел» кузнечным де–лом, так или иначе остается ве–рен ему всю жизнь. И ни копоть, ни сажа, ни гр–язь, ни тяжелый физический труд не заст–авят художника свернуть с выбр–анной стези. По меркам больш–инства, кузнец – человек со странн–остями. Иные понимают, что ковка – это иску–сство, которое невозможно заст–авить молчать в себе. А творческая фант–азия (или креативность?), как показывает история, при лю–бом политическом режиме насто–йчиво требует выхода. Род–ное отечество в этом смысле все–гда славилось талантами. Неслу–чайно у нас появился знаменитый Ле–вша – собирательный образ, имя кото–рого давно стало нарица–тельным для обозначения мастера рукот–ворных чудес.

Однако ист–ория помнит и конкретные при–меры уникального владения кузн–ечным ремеслом. Как, например, дам–ский веер, отлитый русскими маст–ерами из города Касль и получ–ивший «Гран-при» на Всемирной парижской выст–авке 1901 года. Ни до, ни после никому не уда–лось достичь столь же высо–кого уровня мастерства, ко–гда изделие из металла невоз–можно отличить от ажурного кру–жева.

Взрослые игрища

Чер–ный металл – то, с чем чаще всего прихо–дится ежедневно сталкиваться соврем–енному кузнецу, создавая пал–итру всевозможных изделий – от масс–ивной решетки, ограничивающей уча–сток вокруг дома, до миниатюрного кол–ечка или сережки для модницы. Да-да, ювел–ирное искусство тоже одно из направлений кузне–чного ремесла! Кроме того, сегодняшние Вак–улы имеют дело с латунью и ме–дью. Однако обе они встречаются «в обиходе» куда как реже: пер–вая – за счет сложности обработки, связ–анных с ее пластическими свойствами, а вто–рая – из-за своей непомерной дорог–овизны. Если речь идет об использовании медной ко–вки, например, в интерьере дома, то это чаще вс–его декоративные детали или небо–льшие отдельные предметы.

Сег–одня, как и много веков на–зад, кузнец применяет все те же мо–лот и наковальню, используя ог–онь и воду. При этом, в отличие от стародавних вре–мен, когда в кузнечном деле сущест–вовала строгая иерархия, совре–менный мастер стал специалистом широ–кого профиля. Это вполне естес–твенно, ведь из нашей жизни исч–езли такие понятия, как «оружейник», «ножевщик», «панцирщик», «гвоздарщик» или «изготовитель ла–рей и сундуков».

В большинстве мелких кузн–ечных отраслей руки человека увер–енно заменило машинное произв–одство, на фоне которого художественная ко–вка стала скорее исклю–чением, чем правилом.

И кузнечное дело в наше вр–емя можно смело обозн–ачить таким емким терм–ином из киношного языка, как «уходящая натура».

Впр–очем, не все столь безнадежно. В наши дни самобы–тность этого ремесла все чаще привл–екает не только профессионалов, кот–орых, к сожалению, не так уж и много, но и люби–телей. Ряды поклонников кузнечного иску–сства нередко пополняют люди, по роду зан–ятий бесконечно далекие от тяже–лого физического труда.

Кузне–чество – в почете

Сегодня, несм–отря на то что истинный расцвет рем–есла кузнецов остался дал–еко в прошлом, производство ков–аных изделий из металла переж–ивает ренессанс. Предметы ко–вки уверенно переходят из ра–нга функционального дополнения в кате–горию эстетическую, в которой бо–лее всего ценятся авто–рское видение, творческий под–ход и уникальность. Согласитесь, лю–бую постройку удивительно ожив–ляют затейливый рисунок око–нных решеток или витиеватая огр–ада у дома, кованый балкон с орнам–ентами или, казалось, оставленный в про–шлом флюгер на крыше, эффе–ктный козырек над крыльцом или ков–аные перила и лестницы. А ско–лько восторгов вызовет ков–аная беседка в саду, расставленные вд–оль дорожки чугунные фон–ари или металлическая скульптура на участке! Ков–аная мебель в интерьере дома, мет–алл с деревом, металл со сте–клом, чистый металл. В обрам–лении керамики или натурального ка–мня, вписанный в природный ланд–шафт, выделяющийся силуэтом на фоне кирп–ичной кладки, продолжением кр–ыши устремленный ввысь – испыт–авший прикосновение мастера, мет–алл обретает ценность произв–едения подлинного искусства.

Естес–твенно, что в связи с возрождением художес–твенной ковки наблюдается и впо–лне закономерный рост цен на нее. Однако кузн–ечное дело не приносит сказочную при–быль – это всего лишь миф. Зачастую мате–риал оказывается намного дор–оже работы кузнеца. Ну а стои–мость изделий ручного произв–одства, да еще до такой степени слож–ного и трудоемкого, как художественная ко–вка металла, высока не тол–ько у нас, но и во всем мире.

И естественно, зависит от слож–ности работы. А сроки – от мастерства: чем оно выше, тем дол–ьше и доскональнее будет куз–нец выковывать ту или иную уникальную дет–аль.

Последние столетия художес–твенная ковка уверенно помо–гает главным образом не воору–жаться, а «наряжаться». Вместо топоров, ко–пий и пик куда как актуальнее становятся канде–лябры и ручки для дверей, ками–нные решетки и наборы аксес–суаров для камина, ставшие обязат–ельным атрибутом практически люб–ого загородного дома. Собственно, ст–оит только один раз подпасть под оба–яние ковки, как она обязательно «затянет», и то–гда уже никакое литье, ник–акая прессовка не заменят очаро–вания ручного кованого изд–елия. А потому и по сей день пылает горн, сту–чит молот и звенит наков–альня, красноречивые символы кузн–ечных дел мастеров.



Интересные статьи
Нежные и душистые

Луков–ичные растения можно «заставить» зацв–ести в любое время года, если соз–дать им подходящие условия.

Московская клининговая компания

Кли–нинг представляет собой усл–угу по профессиональной уборке поме–щений и офисов с использованием специ–альной техники, оборудования и качест–венной бытовой химии.

Блиц-опрос "С чего начинается ландшафтный дизайн?"

1. Измен–илось ли отношение заказчика к ландша–фтному дизайну за последние годы? С ка–ким заказчиком легче рабо–тать - с подготовленным (СМИ, телевидение и Интернет) или с не име–ющим ни малейшего представления о ландш–афтном дизайне? 2

Оформление интерьера современного офиса

В наше вр–емя дизайн современного оф–иса принято оформлять с пом–ощью двух стилей – закрытый (кабинетно-коридорная система) и Open Space (открытое пространство).

Скандинавская сдержанность

Всем изве–стно, что каждая нация им–еет свои характерные особенности, отлич–ающие ее от остальных. Не секрет, что фран–цузы славятся своим изяще–ством, немцы - пунктуальностью и аккура–тностью, а скандинавы - неторопливостью и обстояте–льностью.