Мебель и интерьер

Окна над головой

Чуть бол–ьше десяти лет назад аккур–атное мансардное окно, встроенное в кро–влю, казалось россиянам прим–етой дорогого коттеджа. Одн–ако времена меняются, а вме–сте с ними и планировочные решения час–тных домов. Производители око–нных систем, кровельных и утепл–яющих материалов убедили нас в том, что манс–арда — это практично, удобно и дост–упно.

Современная жилая манс–арда в частном доме уже давно не про–сто раскаленный летом и промор–оженный зимой чердак. Когда-то на та–кие чердаки наши дачевладельцы, предпоч–итавшие обживать первый этаж, отпра–вляли переночевать припозднившихся гос–тей. Сегодня все наоборот: на первом эт–аже дома обычно располагается общест–венная зона — гостиная, столовая и гост–евые спальни, а хозяйские влад–ения начинаются именно в манс–арде.

СНиПы трактуют пон–ятие «мансарда» следующим образом: «этаж в чердачном простр–анстве, фасад которого полн–остью или частично образован поверх–ностью (поверхностями) наклонной или ломаной кр–ыши, при этом линия пересечения плос–кости крыши и фасада дол–жна быть на высоте не более 1,5 м от уро–вня пола мансардного этажа».

На рынке гот–овых проектов представлено огро–мное количество домов — на лю–бой покупательский вкус и кошелек. И как пра–вило, все они с приватными зонами в манс–ардах. Проекты с «хозяйской» территорией под са–мой крышей обычно хор–ошо продуманы архитекторами и выве–рены в соответствии с рекомендациями, разрабат–ываемыми производителями мансардных окон. Одн–ако у любых правил быв–ают исключения: неудачно вписанные лест–ницы, закутки, низкие прис–тенки, рядом с которыми не пост–авить даже тахту. О чем надо помнить, проек–тируя мансарду?

Начинаем с лестницы

Как те–атр с вешалки, так и мансарда начин–ается с лестницы, собственно в нее вед–ущей. К сожалению, тот, кто сам проектирует свое жил–ище, а до этого имел дело лишь с одно­этажной городской квар–тирой, порой не придает лестн–ичному вопросу особого знач–ения, откладывая его решение на по–том, когда исправлять про–махи становится значительно тру–днее. И увы, не только свои ошибки: порой и про–екты профессиональных архитекторов, в особе–нности нетиповые, грешат неуд–обным расположением лестниц. В так назыв–аемых готовых проектах гру–бые просчеты обычно уже испра–влены, но не всегда. Иногда оста–ются бесполезные закутки, навис–ающие над самой головой углы и ба–лки. Недостаток выделенной под лест–ницу площади приходится компенс–ировать слишком крутыми ступе–ньками и не всегда удобными повор–отами. Проектирование лестницы — це–лая наука. Что нужно знать? Во-первых, распол–ожение и основные характеристики лест–ницы надо тщательно рассчитывать непосре–дственно на стадии проектирования и разра–ботки поэтажных планов. Ведь даже незначи–тельные подвижки заставляют полн–остью перекраивать объем. Обяза–тельно требуйте от проектировщиков доброс–овестно вписать лестницу в план и изобр–азить в разрезе здания (когда речь идет о демокр–атичном дачном доме; об этом нередко забы–вают, оставляя для нее проем 2 х 2 м). Напр–ягите пространственное воображение, мысл–енно походите по лестнице, прик–иньте, не слишком ли круты сту–пени и не стукнетесь ли где головой. Две распрост–раненные крайности: лестница «съедает» слишком бол–ьшую площадь (например, почти поло–вину холла) или под флагом экономии ме–ста закладывается узкой, кру–той и с неудобными поворотами. Осо–бое внимание следует обра–тить на точку выхода лест–ницы в невысокой и просторной манс–арде с наклонными стенами — в них при под–ъеме обычно никому не хоч–ется упереться головой.

Как прав–ильно вписать лестницу в интерьер? Зд–есь практика домостроения не ст–оит на месте. В постройках неда–внего прошлого, которые по архитектурно-планировочным особен–ностям недалеко ушли от типовых горо–дских домов со строгим член–ением по этажам, лестница начин–алась в прихожей либо в обособленном поме–щении — как в классическом подъезде многоква–ртирного дома. Более экономичный вар–иант для дачного домика — однома–ршевая деревянная лестница без подсту–пенков и тяжелый люк в перекрытии, чт–обы тепло от печи не уходило на чер–дак. Еще более простой — откр–ытая наружная лестница в дерев–янном коробе (рундуке). В соответствии с планиро–вочными тенденциями последних лет (именно ко–гда на смену холодным «гостевым» черд–акам пришли обживаемые хозя–евами приватные зоны — спальни и дет–ские комнаты) из конструкции, позволяющей переме–щаться с этажа на этаж, лестница превра–щается в стилевую доминанту, гла–вный (наравне с камином) предмет интерьера двусв–етной гостиной или просторного хо–лла. Если объем позволяет, то идеа–льный вариант — лестница пря–мая, без поворотов, с широкими забе–жными ступенями внизу. Но это, впр–очем, не аксиома.

Классический вар–иант — лестница крутизной 30–45 град–усов с правильным соотношением шир–ины проступи (опорной поверхности ступени) и ее выс–оты. Чтобы по лестнице не прихо–дилось карабкаться, семенить или спуск–аться спиной вперед, это соотн–ошение привязывается к средней дл–ине человеческого шага (примерно 630 мм).

Можно восполь–зоваться стандартными значениями, напр–имер 300/150 мм, 290/170 мм. Но их не всегда можно прим–енить на практике. Если первая или посл–едняя ступенька не соответствует выбра–нному соотношению, при подъеме или спу–ске больше шанс сбиться и спотк–нуться. Самое правильное — восполь–зоваться появившейся еще в XVII веке так называемой форм–улой Блонделя: 600 мм

Но лестница — это не только приспособ­ление для перем–ещения с этажа на этаж.

В задачу лестн–ичного узла входит организация св–язи между этажами. Мно–гим знакомо чувство тре–воги и дискомфорт, возникающие на вто–ром этаже двухэтажного дома: по–рой кажется, что внизу кто-то есть, и это заста–вляет напряженно прислушиваться к лю–бым шорохам. Проектировщикам да–вно известен этот психологический фен–омен, связанный с ощущением пот–ери контроля над всем домом. Гост–иная со вторым светом и манса–рдное окно над лестницей оказываются тем реше–нием, которое обеспечивает и естест–венное освещение (одно из правил хор–ошей лестницы гласит, что она дол–жна быть освещена), и вентиляцию, и объединение прост–ранств двух этажей. Небольшой холл в манс–арде также весьма жела–телен. Если пространство позволяет, зд–есь может быть организована семе–йная гостиная: домашний кинотеатр, дет–ская, игровая, спортзал или зим–ний сад. Как правило, выход лест–ницы в такой холл сделан в са–мой высокой точке, под кон–ьком крыши, где естественное осве–щение возможно только за счет манса–рдных окон — именно они сделают та–кой холл светлым и уютным.

Окно и шкаф в инте–рьере

Коль скоро речь зашла о сос–таве помещений мансарды, отм–етим, что чаще всего там устраивают спа–льню. Она может быть и просторной, и сов–сем крошечной. Самый удо–бный способ осветить та–кое помещение — мансардное окно: че–рез него можно смотреть на небо с обла–ками или на звезды, а шторы и рольс–тавни позволят дозировать солн–ечный свет. Детская комната в манс–арде — тоже вариант. Причем если пот–олок позволяет, то в ней может быть небо–льшая антресоль-балкончик: наследники оценят та–кое решение по достоинству. Кр–оме того, здесь можно разме–стить комплекс тренажеров со швед–ской стенкой. Однако если дети пока мале–нькие, важно помнить о том, что лест–ница, ведущая на второй этаж, дол–жна быть комфортной и безопасной, а окна — недост–упными.

В мансарде могут распол–агаться комната отдыха, каб–инет, библиотека. Отсутствие вертик–альных окон позволяет расставлять вд–оль торцевых стен книжные шк–афы. Мансардные окна создают ощущ–ение уединенности и помогают сосредоточиться: они позв–оляют любоваться небом и звез–дами, но не соседским огородом. Если в манс–арде предусмотрен сан­узел, то он просто обя–зан иметь мансардное окно: оно обес–печит хорошую вентиляцию и естест–венное освещение с возможностью адекв–атного восприятия цветов (женщины оце–нят это по достоинству).

Поскольку отсутствие конт–роля за происходящим в доме и вокруг ве–дет к дискомфорту, как минимум одно обы–чное, вертикально ориентированное, окно на манса–рдном этаже все-таки должно быть. Ин–аче всякий раз, когда обита–телям мансарды захочется посмо–треть, что происходит на улице, им прид–ется спускаться вниз. Сегодня проекти–ровщики предлагают не только класси–ческие перегородки, но также и полупро–зрачные — из пластика. В сочетании с естест–венным верхним освещением, они созд–адут в частной зоне дома особый уют. Это как раз тот слу–чай, когда открытость солн–ечным лучам никак не меш–ают уединенности и обособленности. Отм–етим, что все вышеназванные интерьерные реш–ения невозможны в городской квар–тире. Легкость мансардным помещ–ениям придадут белый цвет и оч–ень светлые тона. Темные накл–онные стены, напротив, сде–лают интерьер тяжеловесным.

В отл–ичие от обычных, мансардные окна устанав–ливаются под наклоном и за счет этого пропу–скают на 40% больше света, при–чем ночью и от звезд. Накл–онное окно способно избавить влад–ельца коттеджа от такого явл–ения, как световое загрязнение ср–еды, из-за которого каждый вто–рой европеец не может разгл–ядеть звезды на небе. Такое загря–знение возникает там, где в целях экон–омии улицы поселка освещ–аются дешевыми светильниками рассе–янного света.

Разработчики манса–рдных систем предлагают архите–кторам целый перечень рекоме–ндаций, касающихся высоты прист–енков, расположения окон и пропорций поме–щений. Отметим: классические мансардные окна мо–жно в буквальном смысле сл–ова «развешивать», как картины, сообразуясь в пер–вую очередь с интерьерами, а не привя–зывая их к фасаду. Поэтому если у вас уже идет стр–ойка, а интерьеры еще не до конца прод–уманы, с врезкой окон можно повре–менить.

Секреты кровельного пир–ога

Несмотря на то что установить манса–рдное окно в давно построенном доме — не проб–лема, оптимально, когда созд–ание жилого чердака изнач–ально включено в проект. Ча–сто мансарду делают не ср–азу, а проектируют чердак, кот–орый впоследствии можно утеп–лить изнутри, не разбирая кро–влю. Между тем подкровельную гидрои–золяцию в любом случае необх–одимо делать на первом эт–апе строительства: устройство ее «вдогонку», после того как дом пост–роен, неизбежно повлечет демо–нтаж кровли.

Тепло от кам–ина, систем отопления на пер–вом этаже по законам физ–ики поднимается кверху, и для того чт–обы в доме всегда было тепло, необх–одимо тщательно продумать утеп–ление подкровельного пространства. Спас–тись от дождя и снега пом–огут современные материалы , при–чем слой утеплителя обычно в 1,5–2 раза то–лще, нежели при утеплении фаса–дных стен: кровельный пирог над манс–ардой — это своего рода теплая ша–пка, которая бережет те–пло зимой и предохраняет от пере–грева летом. При этом следует при–нять во внимание, что нужно тщат–ельно и без пропусков утеплить все ст–ыки плоскостей и изломы кро–вли. А это задача гораздо бо–лее сложная, нежели утеп–ление обычных фронтальных стен. И чт–обы мансарда радовала вас теп–лом и уютом в любое вр–емя года, специалистов, выполняющих та–кие работы, надо контролировать.

Осно–вные правила планировки мансарды:

1. Дел–айте отделку под конек. Поме–щения трапециевидной формы визу–ально меньше, чем они есть на самом деле, и наоб–орот, помещения, по конфигурации стрем–ящиеся к треугольнику, кажутся прост–орнее.

2. Вертикальная стенка 1,3 м при нак–лоне кровли в 45 градусов позв–оляет поставить вдоль практ–ически любую мебель, в том чи–сле диван. Вставая с него, вы не упре–тесь головой в потолок. Торц–евые стены (фронтоны) – отличное ме–сто для корпусной мебели — кни–жных шкафов, гардеробных.

3. Оптим–альная высота расположения окна (как вертик–ального, так и мансардного) такая же, как и на первом этаже: 80–100 cм от пола. В этом слу–чае из окна будет видно не тол–ько небо. К тому же со второго этажа откры–вается лучший вид, чем с первого эт–ажа, и не стоит отказывать себе в этом.

4. Созда–вайте «сценарий» для естественного освещения. В помещ–ениях, где вы можете появляться в лю–бое время суток, не рекоме–ндуется располагать все окна в одной плос–кости. Требования СНиПов гла–сят, что при использовании вертикальных окон пло–щадь остекления должна соста–влять 1/8 площади пола, то есть для освещения 8 кв. м необ–ходим квадратный метр остекления (это око–нный блок площадью 1,3 кв. м). Мансардные окна бо–лее экономичны. При их использовании это соотн–ошение равно 1:10. Но чем больше пло–щадь окон, тем светлее и интереснее поме–щение — затемнить его можно все–гда. Кроме того, естественное осве–щение должно быть равномерным (без тем–ных уголков и закоулков) и «интересным» (блики, отражаясь от раз–ных поверхностей, создают неповт–оримую игру света, а архитектор дол–жен заставить их «работать»).

5. Тепло и све–жий воздух в доме в наше время все чаще обеспеч–иваются с помощью «умного» инженерного оборуд–ования. Но создавать комфортную возд–ушную среду, используя кондиц–ионеры, принудительную вытяжку и проце–ссоры с датчиками, — не самое рацион–альное решение для владельца рацион–ального дома на лоне природы. Для обеспечения те–пла окна следует располагать, прин–имая во внимание ориентацию зда–ния по сторонам света — то есть макс–имум окон ориентировать на юг. Летом с перег–ревом помогут справиться солнцез–ащитные приспособления: жалюзи, шторы, рольс–тавни и маркизы. Окна над лестницей в двухур–овневых пространствах — настоящая нах–одка для организации естественной приточно-вытяжной венти–ляции.

Источник: VELUX



Интересные статьи
Блиц-опрос. По поводу воды…

1. Наск–олько актуальна, на ваш взгляд, проб–лема водоочистки? 2.

Нежные и душистые

Луков–ичные растения можно «заставить» зацв–ести в любое время года, если соз–дать им подходящие условия.

Московская клининговая компания

Кли–нинг представляет собой усл–угу по профессиональной уборке поме–щений и офисов с использованием специ–альной техники, оборудования и качест–венной бытовой химии.

Блиц-опрос "С чего начинается ландшафтный дизайн?"

1. Измен–илось ли отношение заказчика к ландша–фтному дизайну за последние годы? С ка–ким заказчиком легче рабо–тать - с подготовленным (СМИ, телевидение и Интернет) или с не име–ющим ни малейшего представления о ландш–афтном дизайне? 2

Оформление интерьера современного офиса

В наше вр–емя дизайн современного оф–иса принято оформлять с пом–ощью двух стилей – закрытый (кабинетно-коридорная система) и Open Space (открытое пространство).