Мебель и интерьер

Окна над головой

Чуть бол–ьше десяти лет назад аккур–атное мансардное окно, встроенное в кро–влю, казалось россиянам прим–етой дорогого коттеджа. Одн–ако времена меняются, а вме–сте с ними и планировочные решения час–тных домов. Производители око–нных систем, кровельных и утепл–яющих материалов убедили нас в том, что манс–арда — это практично, удобно и дост–упно.

Современная жилая манс–арда в частном доме уже давно не про–сто раскаленный летом и промор–оженный зимой чердак. Когда-то на та–кие чердаки наши дачевладельцы, предпоч–итавшие обживать первый этаж, отпра–вляли переночевать припозднившихся гос–тей. Сегодня все наоборот: на первом эт–аже дома обычно располагается общест–венная зона — гостиная, столовая и гост–евые спальни, а хозяйские влад–ения начинаются именно в манс–арде.

СНиПы трактуют пон–ятие «мансарда» следующим образом: «этаж в чердачном простр–анстве, фасад которого полн–остью или частично образован поверх–ностью (поверхностями) наклонной или ломаной кр–ыши, при этом линия пересечения плос–кости крыши и фасада дол–жна быть на высоте не более 1,5 м от уро–вня пола мансардного этажа».

На рынке гот–овых проектов представлено огро–мное количество домов — на лю–бой покупательский вкус и кошелек. И как пра–вило, все они с приватными зонами в манс–ардах. Проекты с «хозяйской» территорией под са–мой крышей обычно хор–ошо продуманы архитекторами и выве–рены в соответствии с рекомендациями, разрабат–ываемыми производителями мансардных окон. Одн–ако у любых правил быв–ают исключения: неудачно вписанные лест–ницы, закутки, низкие прис–тенки, рядом с которыми не пост–авить даже тахту. О чем надо помнить, проек–тируя мансарду?

Начинаем с лестницы

Как те–атр с вешалки, так и мансарда начин–ается с лестницы, собственно в нее вед–ущей. К сожалению, тот, кто сам проектирует свое жил–ище, а до этого имел дело лишь с одно­этажной городской квар–тирой, порой не придает лестн–ичному вопросу особого знач–ения, откладывая его решение на по–том, когда исправлять про–махи становится значительно тру–днее. И увы, не только свои ошибки: порой и про–екты профессиональных архитекторов, в особе–нности нетиповые, грешат неуд–обным расположением лестниц. В так назыв–аемых готовых проектах гру–бые просчеты обычно уже испра–влены, но не всегда. Иногда оста–ются бесполезные закутки, навис–ающие над самой головой углы и ба–лки. Недостаток выделенной под лест–ницу площади приходится компенс–ировать слишком крутыми ступе–ньками и не всегда удобными повор–отами. Проектирование лестницы — це–лая наука. Что нужно знать? Во-первых, распол–ожение и основные характеристики лест–ницы надо тщательно рассчитывать непосре–дственно на стадии проектирования и разра–ботки поэтажных планов. Ведь даже незначи–тельные подвижки заставляют полн–остью перекраивать объем. Обяза–тельно требуйте от проектировщиков доброс–овестно вписать лестницу в план и изобр–азить в разрезе здания (когда речь идет о демокр–атичном дачном доме; об этом нередко забы–вают, оставляя для нее проем 2 х 2 м). Напр–ягите пространственное воображение, мысл–енно походите по лестнице, прик–иньте, не слишком ли круты сту–пени и не стукнетесь ли где головой. Две распрост–раненные крайности: лестница «съедает» слишком бол–ьшую площадь (например, почти поло–вину холла) или под флагом экономии ме–ста закладывается узкой, кру–той и с неудобными поворотами. Осо–бое внимание следует обра–тить на точку выхода лест–ницы в невысокой и просторной манс–арде с наклонными стенами — в них при под–ъеме обычно никому не хоч–ется упереться головой.

Как прав–ильно вписать лестницу в интерьер? Зд–есь практика домостроения не ст–оит на месте. В постройках неда–внего прошлого, которые по архитектурно-планировочным особен–ностям недалеко ушли от типовых горо–дских домов со строгим член–ением по этажам, лестница начин–алась в прихожей либо в обособленном поме–щении — как в классическом подъезде многоква–ртирного дома. Более экономичный вар–иант для дачного домика — однома–ршевая деревянная лестница без подсту–пенков и тяжелый люк в перекрытии, чт–обы тепло от печи не уходило на чер–дак. Еще более простой — откр–ытая наружная лестница в дерев–янном коробе (рундуке). В соответствии с планиро–вочными тенденциями последних лет (именно ко–гда на смену холодным «гостевым» черд–акам пришли обживаемые хозя–евами приватные зоны — спальни и дет–ские комнаты) из конструкции, позволяющей переме–щаться с этажа на этаж, лестница превра–щается в стилевую доминанту, гла–вный (наравне с камином) предмет интерьера двусв–етной гостиной или просторного хо–лла. Если объем позволяет, то идеа–льный вариант — лестница пря–мая, без поворотов, с широкими забе–жными ступенями внизу. Но это, впр–очем, не аксиома.

Классический вар–иант — лестница крутизной 30–45 град–усов с правильным соотношением шир–ины проступи (опорной поверхности ступени) и ее выс–оты. Чтобы по лестнице не прихо–дилось карабкаться, семенить или спуск–аться спиной вперед, это соотн–ошение привязывается к средней дл–ине человеческого шага (примерно 630 мм).

Можно восполь–зоваться стандартными значениями, напр–имер 300/150 мм, 290/170 мм. Но их не всегда можно прим–енить на практике. Если первая или посл–едняя ступенька не соответствует выбра–нному соотношению, при подъеме или спу–ске больше шанс сбиться и спотк–нуться. Самое правильное — восполь–зоваться появившейся еще в XVII веке так называемой форм–улой Блонделя: 600 мм

Но лестница — это не только приспособ­ление для перем–ещения с этажа на этаж.

В задачу лестн–ичного узла входит организация св–язи между этажами. Мно–гим знакомо чувство тре–воги и дискомфорт, возникающие на вто–ром этаже двухэтажного дома: по–рой кажется, что внизу кто-то есть, и это заста–вляет напряженно прислушиваться к лю–бым шорохам. Проектировщикам да–вно известен этот психологический фен–омен, связанный с ощущением пот–ери контроля над всем домом. Гост–иная со вторым светом и манса–рдное окно над лестницей оказываются тем реше–нием, которое обеспечивает и естест–венное освещение (одно из правил хор–ошей лестницы гласит, что она дол–жна быть освещена), и вентиляцию, и объединение прост–ранств двух этажей. Небольшой холл в манс–арде также весьма жела–телен. Если пространство позволяет, зд–есь может быть организована семе–йная гостиная: домашний кинотеатр, дет–ская, игровая, спортзал или зим–ний сад. Как правило, выход лест–ницы в такой холл сделан в са–мой высокой точке, под кон–ьком крыши, где естественное осве–щение возможно только за счет манса–рдных окон — именно они сделают та–кой холл светлым и уютным.

Окно и шкаф в инте–рьере

Коль скоро речь зашла о сос–таве помещений мансарды, отм–етим, что чаще всего там устраивают спа–льню. Она может быть и просторной, и сов–сем крошечной. Самый удо–бный способ осветить та–кое помещение — мансардное окно: че–рез него можно смотреть на небо с обла–ками или на звезды, а шторы и рольс–тавни позволят дозировать солн–ечный свет. Детская комната в манс–арде — тоже вариант. Причем если пот–олок позволяет, то в ней может быть небо–льшая антресоль-балкончик: наследники оценят та–кое решение по достоинству. Кр–оме того, здесь можно разме–стить комплекс тренажеров со швед–ской стенкой. Однако если дети пока мале–нькие, важно помнить о том, что лест–ница, ведущая на второй этаж, дол–жна быть комфортной и безопасной, а окна — недост–упными.

В мансарде могут распол–агаться комната отдыха, каб–инет, библиотека. Отсутствие вертик–альных окон позволяет расставлять вд–оль торцевых стен книжные шк–афы. Мансардные окна создают ощущ–ение уединенности и помогают сосредоточиться: они позв–оляют любоваться небом и звез–дами, но не соседским огородом. Если в манс–арде предусмотрен сан­узел, то он просто обя–зан иметь мансардное окно: оно обес–печит хорошую вентиляцию и естест–венное освещение с возможностью адекв–атного восприятия цветов (женщины оце–нят это по достоинству).

Поскольку отсутствие конт–роля за происходящим в доме и вокруг ве–дет к дискомфорту, как минимум одно обы–чное, вертикально ориентированное, окно на манса–рдном этаже все-таки должно быть. Ин–аче всякий раз, когда обита–телям мансарды захочется посмо–треть, что происходит на улице, им прид–ется спускаться вниз. Сегодня проекти–ровщики предлагают не только класси–ческие перегородки, но также и полупро–зрачные — из пластика. В сочетании с естест–венным верхним освещением, они созд–адут в частной зоне дома особый уют. Это как раз тот слу–чай, когда открытость солн–ечным лучам никак не меш–ают уединенности и обособленности. Отм–етим, что все вышеназванные интерьерные реш–ения невозможны в городской квар–тире. Легкость мансардным помещ–ениям придадут белый цвет и оч–ень светлые тона. Темные накл–онные стены, напротив, сде–лают интерьер тяжеловесным.

В отл–ичие от обычных, мансардные окна устанав–ливаются под наклоном и за счет этого пропу–скают на 40% больше света, при–чем ночью и от звезд. Накл–онное окно способно избавить влад–ельца коттеджа от такого явл–ения, как световое загрязнение ср–еды, из-за которого каждый вто–рой европеец не может разгл–ядеть звезды на небе. Такое загря–знение возникает там, где в целях экон–омии улицы поселка освещ–аются дешевыми светильниками рассе–янного света.

Разработчики манса–рдных систем предлагают архите–кторам целый перечень рекоме–ндаций, касающихся высоты прист–енков, расположения окон и пропорций поме–щений. Отметим: классические мансардные окна мо–жно в буквальном смысле сл–ова «развешивать», как картины, сообразуясь в пер–вую очередь с интерьерами, а не привя–зывая их к фасаду. Поэтому если у вас уже идет стр–ойка, а интерьеры еще не до конца прод–уманы, с врезкой окон можно повре–менить.

Секреты кровельного пир–ога

Несмотря на то что установить манса–рдное окно в давно построенном доме — не проб–лема, оптимально, когда созд–ание жилого чердака изнач–ально включено в проект. Ча–сто мансарду делают не ср–азу, а проектируют чердак, кот–орый впоследствии можно утеп–лить изнутри, не разбирая кро–влю. Между тем подкровельную гидрои–золяцию в любом случае необх–одимо делать на первом эт–апе строительства: устройство ее «вдогонку», после того как дом пост–роен, неизбежно повлечет демо–нтаж кровли.

Тепло от кам–ина, систем отопления на пер–вом этаже по законам физ–ики поднимается кверху, и для того чт–обы в доме всегда было тепло, необх–одимо тщательно продумать утеп–ление подкровельного пространства. Спас–тись от дождя и снега пом–огут современные материалы , при–чем слой утеплителя обычно в 1,5–2 раза то–лще, нежели при утеплении фаса–дных стен: кровельный пирог над манс–ардой — это своего рода теплая ша–пка, которая бережет те–пло зимой и предохраняет от пере–грева летом. При этом следует при–нять во внимание, что нужно тщат–ельно и без пропусков утеплить все ст–ыки плоскостей и изломы кро–вли. А это задача гораздо бо–лее сложная, нежели утеп–ление обычных фронтальных стен. И чт–обы мансарда радовала вас теп–лом и уютом в любое вр–емя года, специалистов, выполняющих та–кие работы, надо контролировать.

Осно–вные правила планировки мансарды:

1. Дел–айте отделку под конек. Поме–щения трапециевидной формы визу–ально меньше, чем они есть на самом деле, и наоб–орот, помещения, по конфигурации стрем–ящиеся к треугольнику, кажутся прост–орнее.

2. Вертикальная стенка 1,3 м при нак–лоне кровли в 45 градусов позв–оляет поставить вдоль практ–ически любую мебель, в том чи–сле диван. Вставая с него, вы не упре–тесь головой в потолок. Торц–евые стены (фронтоны) – отличное ме–сто для корпусной мебели — кни–жных шкафов, гардеробных.

3. Оптим–альная высота расположения окна (как вертик–ального, так и мансардного) такая же, как и на первом этаже: 80–100 cм от пола. В этом слу–чае из окна будет видно не тол–ько небо. К тому же со второго этажа откры–вается лучший вид, чем с первого эт–ажа, и не стоит отказывать себе в этом.

4. Созда–вайте «сценарий» для естественного освещения. В помещ–ениях, где вы можете появляться в лю–бое время суток, не рекоме–ндуется располагать все окна в одной плос–кости. Требования СНиПов гла–сят, что при использовании вертикальных окон пло–щадь остекления должна соста–влять 1/8 площади пола, то есть для освещения 8 кв. м необ–ходим квадратный метр остекления (это око–нный блок площадью 1,3 кв. м). Мансардные окна бо–лее экономичны. При их использовании это соотн–ошение равно 1:10. Но чем больше пло–щадь окон, тем светлее и интереснее поме–щение — затемнить его можно все–гда. Кроме того, естественное осве–щение должно быть равномерным (без тем–ных уголков и закоулков) и «интересным» (блики, отражаясь от раз–ных поверхностей, создают неповт–оримую игру света, а архитектор дол–жен заставить их «работать»).

5. Тепло и све–жий воздух в доме в наше время все чаще обеспеч–иваются с помощью «умного» инженерного оборуд–ования. Но создавать комфортную возд–ушную среду, используя кондиц–ионеры, принудительную вытяжку и проце–ссоры с датчиками, — не самое рацион–альное решение для владельца рацион–ального дома на лоне природы. Для обеспечения те–пла окна следует располагать, прин–имая во внимание ориентацию зда–ния по сторонам света — то есть макс–имум окон ориентировать на юг. Летом с перег–ревом помогут справиться солнцез–ащитные приспособления: жалюзи, шторы, рольс–тавни и маркизы. Окна над лестницей в двухур–овневых пространствах — настоящая нах–одка для организации естественной приточно-вытяжной венти–ляции.

Источник: VELUX



Интересные статьи
Обзор рынка производителей солнцезащитных систем: рольставни для окон.

Появ–ление на рынке уникальной прод–укции под названием рольставни прои–звело настоящий переворот в сф–ере декорирования оконных про–емов с внешней стороны зда–ний и позволило людям обезо–пасить свои жилища.

Верховые прогулки в Ленобласти Чем заняться в межсезонье?

«Чем бы заня–ться в межсезонье?» — размышляют любители активного отд–ыха. Велосипед уже убран в клад–овку, а лыжи доставать еще рановато.

Подготовка проектов по электроснабжению

Обустр–ойство энергоснабжающих коммуникаций — один из наиб–олее ответственных этапов прое–ктной составляющей строительства и рем–онта. Такие процедуры мо–гут выполняться только опыт–ными специалистами с соответствующим уро–внем квалификации.

Строительство дома под ключ

Строит–ельство дома под ключ подразумевает выполнение пол–ного пакета услуг по строит–ельству - со стадии проектирования и закан–чивая отделкой жилища. Во вр–емя подготовки и разработки про–екта коттеджа учитываются все поже–лания и требования заказчика.

Машины для ремонта путей

Любая техника, созд–анная для тяжелых работ та–ких, например как ремонт железно–дорожных путей является шту–чным товаром, который изготав–ливается на заказ, так как его производство вес–ьма затратно в серийных масш–табах.