Мебель и интерьер

Волшебные грани прекрасного далека

Согл–асно принятому венецианской хар–тией международному этикету реставра–ционного искусства, воссозданное непре–менно должно отличаться от первона–чального. Оттого-то новодел, скажем, в масл–яной живописи делается на пол–тона светлее, а копия кар–тины никогда не совпадает с ориги–налом по размеру. С реставрацией инте–рьера намного сложнее, ведь зд–есь воссоздать утраченный фраг–мент, затонировав его в цвет, практически невоз–можно.

В самом деле, если речь идет о росписи на бол–ьшой гладкой поверхности, при–нцип восстановления меняется кардинально: крас–очный слой приходится снимать полн–остью, после чего создавать с нуля. На стар–инном золочении, к примеру, невоз–можно восстановить небольшой фраг–мент — фронтально новодел, быть мо–жет, и не бросится в глаза, но в опреде–ленном ракурсе — всенепременно. При–чина — освещение; дневное, электрическое, оно по-разному высве–чивает старое и новое.

Реста–вратор с двадцатилетним стажем Жа–нна Максименко по долгу слу–жбы и по велению души занимается как воссоз–данием исторических интерьеров, так и восстан–овлением фрагментов и «остатков былой роскоши», той са–мой, что формировала некогда пара–дный облик Северной сто–лицы. Сегодняшняя «роскошь» заключается в чу–дом сохранившейся потолочной леп–нине, в уцелевших вопреки цел–ому ряду обстоятельств изразцовых пе–чах, в случайно оставшейся в жи–вых бронзовой оконной фурн–итуре. Последнюю приходится спа–сать от нескольких варварски нанес–енных слоев краски и покр–ывать лаком, чтобы бро–нза не темнела; часто приходится приб–егать и к легкому патинированию, чт–обы помочь благородному спл–аву с годами прийти в то сост–ояние, в котором он пребывал в XIX веке.

В поле зре–ния реставраторов иногда попа–дают и остатки метлахской расп–исной керамики, орнамент кот–орой расстилался под ногами обита–телей иной петербургской квартиры сто с лиш–ним лет назад. Сегодня колор–истику знаменитой кафельной пли–тки успешно повторяют с пом–ощью новых технических сре–дств.

Фрагменты наборного пар–кета — особая тема в деятельности Жа–нны Максименко, ведь работа с дер–евом — это и основная специализация, и излюб–ленное хобби. Интарсия и марк–етри на полах, в мебели и куда бо–лее мелких предметах декоративно-прикладного иску–сства, резные двери с оста–тками золочения, закрашенные ст–оль модной в 70–80-е годы прошлого века пентафт–алиевой краской, представляют для нее огро–мный профессиональный интерес.

Рабо–тает Жанна в основном по рекоме–ндациям архитекторов. Естественно, в интер–ьерах, которые подвергаются реста–врации, где соединяется старое и но–вое. Опыт позволяет дать совет, напр–имер где-то лучше сохранить роз–етку, а не делать подвесные пот–олки. Ведь сегодняшние технические возмо–жности позволяют даже аппаратуру встр–оить и при этом оставить на виду оригинальную отд–елку, которая и впредь бу–дет служить украшением инте–рьера. Аргумент, убеждающий в больш–инстве случаев, сводится к тому, как здо–рово жить и любоваться каждый день на то стар–инное, настоящее, аутентичное, что благ–одаря здравому смыслу уда–лось сохранить. Жанна отме–чает, что сегодняшний заказчик все бол–ьше прислушивается к мнению специ–алиста, советуется с ним, понимает и прин–имает доводы здравого смы–сла. При этом довольно часто хо–чет не услышать, а именно уви–деть, как будет выглядеть отреставр–ированный за его деньги тот или иной фрагмент, пре–дмет, поверхность и т. д. В конце кон–цов, это нормально, ведь представления о легк–ости или глубине той же патины у мас–тера и заказчика вполне мо–гут быть разными.

Великий и прекр–асный XIX-й

Реставратору, работающему в истори–ческом интерьере, довольно ча–сто приходится искать компр–омисс между заказчиком и ГИОП, кот–орая требует полного соотве–тствия эпохе, стилю, колор–истике. У заказчика же, как правило, собст–венное мнение и виды на то или иное помещение, кот–орые могут сильно отлич–аться от традиций, принятых два века на–зад. Скажем, по документам, в XIX веке в гост–иной штофные обои были ярко-пурпурные; новый же влад–елец предпочитает светло-розовые оттенки. Компр–омисс, как правило, заключается в том, что цвет–ного изображения не сохранилось, а имею–щееся описание можно тракт–овать по-разному. Достаточно и того, что принципиально сохр–анен материал — в данном слу–чае штоф. Или, например, плафон на пот–олке, с которым пришлось столк–нуться Жанне в одной из св–оих работ. Необычность потол–очной картины заключалась в том, что хо–лст не крепился в подрамник, а за–тем на поверхность, как это делали обы–чно, а был наклеен прямо на штука–турку.

Жанна Максименко: «Да, тогда действ–ительно пришлось снимать хо–лст со штукатурного слоя, реставрировать как масл–яное живописное полотно и вн–овь наклеивать. Раньше подо–бные плафоны мне доводилось вид–еть разве что в Екатерининском дво–рце в Царском Селе. Наклеивали хо–лст смесью столярного и осетр–ового клеев. Нам пришлось повт–орить старинную рецептуру; мы сами варили клей, пра–вда добавляли в него антисептики, чт–обы обезопасить холст от пле–сени и прочих микроорганизмов».

Девятнадцатый век, надо ска–зать, не скупился на различные декора–тивные техники и всевозможные имит–ации. Особенно под конец. Свидет–ельства виртуозности мастеров 70–90-х го–дов XIX века в той или иной степени и сегодня сохра–нились в иных петербургских интерьерах.

Вспо–миная то, с чем довелось сталкиваться в раб–оте над интерьерами, Жанна, в част–ности, упомянула популярную то–гда роспись по штукатурке, кот–орая имитировала дерево, мра–мор или камень. Не менее актуа–льной в то время была и роспись по ги–псу. Так, в последней трети века в особ–няках с высокими потолками ча–сто прибегали к облицовке стен ме–тра на три с половиной в высоту дубо–выми резными панелями, выше исполь–зовали гипс, расписанный под то же дерево или, ска–жем, камень. Подобный пр–ием позволял существенно сокр–атить затраты владельца на декори–рование интерьера. Кроме того, в моде остав–алось золочение по гипсу. Та–кие фрагменты специалистам нер–едко приходится сегодня реставр–ировать. Видимо, парадному Петер–бургу и в конце XIX века было трудно расст–аться с барочными отголосками.

Традиц–ионным видом интерьерного иску–сства были витражи, выполненные по эск–изам художников-академистов. Как ни странно, но такой хру–пкий вид отделки, как стекло, пу–сть даже и в свинцовой оплетке, до сих пор чу–дом уцелел в некоторых стар–инных квартирах. Так что сегодняшние рестав–раторы хотя и редко, но все же имеют шанс при–нять участие в воссоздании того или ин–ого шедевра — когда по остав–шимся фрагментам, но чаще, к сожалению, по архи–вным документам и описаниям.

Живо–пись на холсте в качестве потол–очного плафона, фрагменты масл–яной живописи в виде вставок в дуб–овые камины, орнаментальная рос–пись с золочением, нередкая в состоя–тельных домах XIX века в откосах окон, две–рных порталах, в оформлении кам–инов, — все это и сегодня можно уви–деть в бывших особняках зн–ати.

Да, встречались интерьеры во вре–мена былые! Резьбу по дереву, напр–имер, сопровождали вставки изра–зцов, и все это служило всего лишь прил–ичной отделкой, достойной обста–новки кухни или столовой. Иску–сство инкрустации — уже более выс–окий класс. Например, ко–гда бронзовые ручки сочет–аются с цветным стеклом или кам–нем. Такие художества восстан–авливают сегодня по картинкам, как пра–вило, эпохи модерна. Техноло–гически стекло вклеивается в бро–нзу, в которой заранее остав–ляется отверстие. Отлепить и отл–ить бронзу с «гнездом» — полдела, ну–жно еще, чтобы стекло было по раз–меру. В общем, ювелирная точн–ость да и только: даже при сегодняшнем уровне компью–терных технологий, «в ноль» подогнать практ–ически невозможно; а тогда по наитию делали!

Что уж гово–рить о чугунном или бронзовом ли–тье — оно считалось делом впо–лне обычным. Жанна расска–зывает, что до сего дня сохранилось, к примеру, нем–ало старых замков, кот–орые специалисты любовно переб–ирают, очищают, смазывают, по–том подбирают к ним ключики. Рестав–рируют и бронзовую мебельную и две–рную фурнитуру; литье восстанавливают по анал–огам XIX века; кстати, для такой реста–врации задействуется целый колл–ектив специалистов, в том числе леп–щики, слесари, литейщики, кот–орые совместными усилиями соз–дают красивые мелкие вещи с бол–ьшим утилитарным смыслом.

На од–ном из объектов Жанне дове–лось столкнуться с покрытыми гип–сом элементами в технике папье-маше.

Жа–нна М.: «Так, к примеру, в виде декоративных изобр–ажений женских головок — маск–арон — могли быть оформлены вентиля–ционные выходы. Подобное новш–ество для XIX столетия позволяли себе лишь оч–ень состоятельные и сугубо «продвинутые». Обы–чно в танцевальном зале частного особ–няка в потолке делалось углуб–ление в форме круга или элл–ипса, и таким образом реша–лись две задачи: техническая — обеспечивался при–ток свежего воздуха в поме–щение, где собиралось много лю–дей, — и декоративная».

В конце XIX века, на волне очере–дного увлечения экзотикой, в Петер–бурге получили распространение разл–ичные техники, пришедшие с вос–тока. В частности, декоративная рос–пись по гипсу, имитирующая так назыв–аемую технику ганч. В оригинальном испол–нении на Востоке использовался специ–альный гипс с добавлением мелкого пе–ска и глинистыми включениями, кот–орый отличается от привычного для нас ги–пса техническими свойствами: при застывании он стано–вится намного мягче, так что его мо–жно резать стеками или дру–гим инструментом. Наносился та–кой гипс способом «оплескивания», хорошо «цеплялся» на повер–хности, расписывался природными крас–ками. У нас создание схожего внеш–него эффекта достигалось ин–ыми современными на тот момент технич–ескими средствами. Ганч, например, имити–ровали, создавая модель из пласт–илина, делая форму и гипс–овые отливки, которые за–тем крепили на поверхность и распи–сывали — поскольку гипс пропитывается масл–яной олифой, то чаще всего мас–лом.

Еще одной «фишкой» интерьера ко–нца девятнадцатого были штофные обои. То–гда их везли в Россию из Фра–нции и Италии. Их и сегодня ве–зут оттуда же.

Жанна М.: «Во Фра–нции есть специальные машины, кот–орые по маленькому сохранившемуся фраг–менту старых штофных об–оев воссоздают ткань — испо–льзуя такие же нити, тот же цвет. Это безумно дор–огая технология. Что такое штоф? Это руло–нная ткань, плотнее обы–чной, в составе которой присут–ствуют синтетические волокна, облег–чающие уход за ней. Штофные обои всегда дела–лись под заказ, поэтому с уника–льным рисунком. От гобелена они отлич–аются, тем, что это не художественное, а все-таки производственное испол–нение, однако поставленное не на по–ток, а считавшееся дорогим удовол–ьствием для избранных.

Сегодня в Ита–лии и Франции создают тк–ани, имитирующие штоф: с тыльной сто–роны они имеют подкладку, кот–орая в старинном интерьере помо–гает нивелировать кривизну стен. Сей–час производство штофных об–оев серийное, но малыми партиями; в прин–ципе необходимый дизайн подо–брать несложно — по рисунку, по га–мме, по технике».

Будничная работа

Сег–одня в моде антиквариат. Дизайн в ст–иле фьюжн бьет все рекорды: публика образо–ванная и имеющая средства выби–рает тандем высокого функцио–нализма и эффектной старины, дела–ющей интерьер особенно изыск–анным. Предметы мебели, рамы, ДПИ, текс–тиль — каждый элемент само–ценен, вкупе они эклектичны; наконец отп–ала надобность сочетать стили–стику и цвет, страну происхождения и эп–оху.

Профессия реставратора востре–бована сверх всякой меры. Раб–оты специалистам невпроворот. Рестав–рируют, в частности, предметы из Италии: меб–ель и рамы, резное и золоченое, сереб–ряное и расписное, в технике папье-маше и из сте–кла, тканевое и из кожи, действительно ста–рое и даже новое, пострадавшее при пере–возке. Не менее популярно сосе–днее направление — Франция, тем бо–лее что предметы, атрибутированные поз–днее 1830 года, можно вывозить без пош–лины. Неслучайно в моде тамошние люс–тры и прочие осветительные при–боры, выполненные в бронзе со сте–клом, декорированные разными матер–иалами, с гальванической или сусальной позо–лотой, эмалью и т. п.

Жанна М.: «Кстати, на во–лне подобного увлечения Фран–цией возрождаются и истинно франц–узские техники декорирования. Напр–имер, игломизе — изобретенный франц–узами еще в XVIII веке способ нанесения зол–отой наводки на стекло или зер–кало. Тонкий изысканный рис–унок благодаря отражению и повто–рению создает удивительный декора–тивный эффект. Используется тех–ника для декорирования дверных порт–алов, каминных зеркал. Ст–оит дорого, известна узк–ому кругу «избранных», у нас редко, но встречается».

Жа–нна признается, что сегодня акту–ально создание новодела по антик–варным образцам. Если речь идет о настоящей ста–рине, реставрация может вклю–чать полный комплекс, а мо–жет ограничиваться лишь консервацией пред–мета, фрагмента, поверхности. Допу–стим, если сохранность менее пятид–есяти процентов, впору задум–аться, восстанавливать ли половину. Не лу–чше ли оставить как есть? Разумнее в матери–альном плане и эффектней с то–чки зрения эстетики. Неслу–чайно ведь коллекционеры — истинные цени–тели старины — плохо сохран–ившийся предмет не подвергают утомит–ельным процедурам реставрации, забо–тясь больше о том, чтобы подо–брать к нему беспроигрышный фон — обычно это чис–тая и ровная поверхность — и оптим–альное окружение.

Жанна Макси–менко Реставратор, художник, деко–ратор

О кончила Ленинградское художес–твенное училище им. В. А. Серова (ныне учи–лище им. Н. К. Рериха). Обучалась в Академии худо–жеств им. И. Е. Репина и СПбГАСУ по прог–рамме «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». С 1991 года реста–вратор деревянной и полихромной скуль–птуры в ГРМ. Параллельно занимается рестав–рацией живописи и декоративных покр–ытий на любых поверхностях в истори–ческих интерьерах, разрабатывая мето–дику и подбирая материалы. В баг–аже множество выполненных ра–бот — как по государственным заказам, так и для час–тных лиц. Главное правило: максимально сохр–анить историческое наследие род–ного города.



Интересные статьи
Индивидуальное водоснабжение. Виды скважин на воду

Сква–жина на песок – это не очень глуб–окая скважина (20—30 метров), её производительность не выс–окая и составляет этот показатель не бол–ьше 0,9 кубометров в час. Для подобных скв–ажин будет использовать специ–альная труба диаметром 152 или 133 мм.

Надписи на офисных и фасадных табличках могут наноситься разными способами.

Мн–ого ли вы знаете о, казалось бы, обы–чных офисных и фасадных табл–ичках, коих великое множество ви–сит на дверях кабинетов и сте–нах всевозможных заведений? Если у вас организация, офис или предп–риятие, значит, у вас есть сотрудники, зака–зчики и партнёры.

Аквапанель® цементная плита — уверенность в завтрашнем дне!

Компл–ектные системы на основе КНАУФ-листа (гипсокартонного листа), КНАУФ-суперлиста (гипсоволокнистого листа) и КНАУФ-гипсоплиты (пазогребневой плиты) да–вно заслужили доверие и популя–рность у российских строителей и проекти–ровщиков.

Выбор стройматериалов для строительства

Професси–онального мастера в области строит–ельства в первую очередь дол–жны интересовать материалы для выпол–нения предстоящих работ, ну–жно в обязательном порядке обра–щать внимание не только на их стои–мость, но и на качество.

Блиц-опрос. По поводу воды…

1. Наск–олько актуальна, на ваш взгляд, проб–лема водоочистки? 2.