Мебель и интерьер

Волшебные грани прекрасного далека

Согл–асно принятому венецианской хар–тией международному этикету реставра–ционного искусства, воссозданное непре–менно должно отличаться от первона–чального. Оттого-то новодел, скажем, в масл–яной живописи делается на пол–тона светлее, а копия кар–тины никогда не совпадает с ориги–налом по размеру. С реставрацией инте–рьера намного сложнее, ведь зд–есь воссоздать утраченный фраг–мент, затонировав его в цвет, практически невоз–можно.

В самом деле, если речь идет о росписи на бол–ьшой гладкой поверхности, при–нцип восстановления меняется кардинально: крас–очный слой приходится снимать полн–остью, после чего создавать с нуля. На стар–инном золочении, к примеру, невоз–можно восстановить небольшой фраг–мент — фронтально новодел, быть мо–жет, и не бросится в глаза, но в опреде–ленном ракурсе — всенепременно. При–чина — освещение; дневное, электрическое, оно по-разному высве–чивает старое и новое.

Реста–вратор с двадцатилетним стажем Жа–нна Максименко по долгу слу–жбы и по велению души занимается как воссоз–данием исторических интерьеров, так и восстан–овлением фрагментов и «остатков былой роскоши», той са–мой, что формировала некогда пара–дный облик Северной сто–лицы. Сегодняшняя «роскошь» заключается в чу–дом сохранившейся потолочной леп–нине, в уцелевших вопреки цел–ому ряду обстоятельств изразцовых пе–чах, в случайно оставшейся в жи–вых бронзовой оконной фурн–итуре. Последнюю приходится спа–сать от нескольких варварски нанес–енных слоев краски и покр–ывать лаком, чтобы бро–нза не темнела; часто приходится приб–егать и к легкому патинированию, чт–обы помочь благородному спл–аву с годами прийти в то сост–ояние, в котором он пребывал в XIX веке.

В поле зре–ния реставраторов иногда попа–дают и остатки метлахской расп–исной керамики, орнамент кот–орой расстилался под ногами обита–телей иной петербургской квартиры сто с лиш–ним лет назад. Сегодня колор–истику знаменитой кафельной пли–тки успешно повторяют с пом–ощью новых технических сре–дств.

Фрагменты наборного пар–кета — особая тема в деятельности Жа–нны Максименко, ведь работа с дер–евом — это и основная специализация, и излюб–ленное хобби. Интарсия и марк–етри на полах, в мебели и куда бо–лее мелких предметах декоративно-прикладного иску–сства, резные двери с оста–тками золочения, закрашенные ст–оль модной в 70–80-е годы прошлого века пентафт–алиевой краской, представляют для нее огро–мный профессиональный интерес.

Рабо–тает Жанна в основном по рекоме–ндациям архитекторов. Естественно, в интер–ьерах, которые подвергаются реста–врации, где соединяется старое и но–вое. Опыт позволяет дать совет, напр–имер где-то лучше сохранить роз–етку, а не делать подвесные пот–олки. Ведь сегодняшние технические возмо–жности позволяют даже аппаратуру встр–оить и при этом оставить на виду оригинальную отд–елку, которая и впредь бу–дет служить украшением инте–рьера. Аргумент, убеждающий в больш–инстве случаев, сводится к тому, как здо–рово жить и любоваться каждый день на то стар–инное, настоящее, аутентичное, что благ–одаря здравому смыслу уда–лось сохранить. Жанна отме–чает, что сегодняшний заказчик все бол–ьше прислушивается к мнению специ–алиста, советуется с ним, понимает и прин–имает доводы здравого смы–сла. При этом довольно часто хо–чет не услышать, а именно уви–деть, как будет выглядеть отреставр–ированный за его деньги тот или иной фрагмент, пре–дмет, поверхность и т. д. В конце кон–цов, это нормально, ведь представления о легк–ости или глубине той же патины у мас–тера и заказчика вполне мо–гут быть разными.

Великий и прекр–асный XIX-й

Реставратору, работающему в истори–ческом интерьере, довольно ча–сто приходится искать компр–омисс между заказчиком и ГИОП, кот–орая требует полного соотве–тствия эпохе, стилю, колор–истике. У заказчика же, как правило, собст–венное мнение и виды на то или иное помещение, кот–орые могут сильно отлич–аться от традиций, принятых два века на–зад. Скажем, по документам, в XIX веке в гост–иной штофные обои были ярко-пурпурные; новый же влад–елец предпочитает светло-розовые оттенки. Компр–омисс, как правило, заключается в том, что цвет–ного изображения не сохранилось, а имею–щееся описание можно тракт–овать по-разному. Достаточно и того, что принципиально сохр–анен материал — в данном слу–чае штоф. Или, например, плафон на пот–олке, с которым пришлось столк–нуться Жанне в одной из св–оих работ. Необычность потол–очной картины заключалась в том, что хо–лст не крепился в подрамник, а за–тем на поверхность, как это делали обы–чно, а был наклеен прямо на штука–турку.

Жанна Максименко: «Да, тогда действ–ительно пришлось снимать хо–лст со штукатурного слоя, реставрировать как масл–яное живописное полотно и вн–овь наклеивать. Раньше подо–бные плафоны мне доводилось вид–еть разве что в Екатерининском дво–рце в Царском Селе. Наклеивали хо–лст смесью столярного и осетр–ового клеев. Нам пришлось повт–орить старинную рецептуру; мы сами варили клей, пра–вда добавляли в него антисептики, чт–обы обезопасить холст от пле–сени и прочих микроорганизмов».

Девятнадцатый век, надо ска–зать, не скупился на различные декора–тивные техники и всевозможные имит–ации. Особенно под конец. Свидет–ельства виртуозности мастеров 70–90-х го–дов XIX века в той или иной степени и сегодня сохра–нились в иных петербургских интерьерах.

Вспо–миная то, с чем довелось сталкиваться в раб–оте над интерьерами, Жанна, в част–ности, упомянула популярную то–гда роспись по штукатурке, кот–орая имитировала дерево, мра–мор или камень. Не менее актуа–льной в то время была и роспись по ги–псу. Так, в последней трети века в особ–няках с высокими потолками ча–сто прибегали к облицовке стен ме–тра на три с половиной в высоту дубо–выми резными панелями, выше исполь–зовали гипс, расписанный под то же дерево или, ска–жем, камень. Подобный пр–ием позволял существенно сокр–атить затраты владельца на декори–рование интерьера. Кроме того, в моде остав–алось золочение по гипсу. Та–кие фрагменты специалистам нер–едко приходится сегодня реставр–ировать. Видимо, парадному Петер–бургу и в конце XIX века было трудно расст–аться с барочными отголосками.

Традиц–ионным видом интерьерного иску–сства были витражи, выполненные по эск–изам художников-академистов. Как ни странно, но такой хру–пкий вид отделки, как стекло, пу–сть даже и в свинцовой оплетке, до сих пор чу–дом уцелел в некоторых стар–инных квартирах. Так что сегодняшние рестав–раторы хотя и редко, но все же имеют шанс при–нять участие в воссоздании того или ин–ого шедевра — когда по остав–шимся фрагментам, но чаще, к сожалению, по архи–вным документам и описаниям.

Живо–пись на холсте в качестве потол–очного плафона, фрагменты масл–яной живописи в виде вставок в дуб–овые камины, орнаментальная рос–пись с золочением, нередкая в состоя–тельных домах XIX века в откосах окон, две–рных порталах, в оформлении кам–инов, — все это и сегодня можно уви–деть в бывших особняках зн–ати.

Да, встречались интерьеры во вре–мена былые! Резьбу по дереву, напр–имер, сопровождали вставки изра–зцов, и все это служило всего лишь прил–ичной отделкой, достойной обста–новки кухни или столовой. Иску–сство инкрустации — уже более выс–окий класс. Например, ко–гда бронзовые ручки сочет–аются с цветным стеклом или кам–нем. Такие художества восстан–авливают сегодня по картинкам, как пра–вило, эпохи модерна. Техноло–гически стекло вклеивается в бро–нзу, в которой заранее остав–ляется отверстие. Отлепить и отл–ить бронзу с «гнездом» — полдела, ну–жно еще, чтобы стекло было по раз–меру. В общем, ювелирная точн–ость да и только: даже при сегодняшнем уровне компью–терных технологий, «в ноль» подогнать практ–ически невозможно; а тогда по наитию делали!

Что уж гово–рить о чугунном или бронзовом ли–тье — оно считалось делом впо–лне обычным. Жанна расска–зывает, что до сего дня сохранилось, к примеру, нем–ало старых замков, кот–орые специалисты любовно переб–ирают, очищают, смазывают, по–том подбирают к ним ключики. Рестав–рируют и бронзовую мебельную и две–рную фурнитуру; литье восстанавливают по анал–огам XIX века; кстати, для такой реста–врации задействуется целый колл–ектив специалистов, в том числе леп–щики, слесари, литейщики, кот–орые совместными усилиями соз–дают красивые мелкие вещи с бол–ьшим утилитарным смыслом.

На од–ном из объектов Жанне дове–лось столкнуться с покрытыми гип–сом элементами в технике папье-маше.

Жа–нна М.: «Так, к примеру, в виде декоративных изобр–ажений женских головок — маск–арон — могли быть оформлены вентиля–ционные выходы. Подобное новш–ество для XIX столетия позволяли себе лишь оч–ень состоятельные и сугубо «продвинутые». Обы–чно в танцевальном зале частного особ–няка в потолке делалось углуб–ление в форме круга или элл–ипса, и таким образом реша–лись две задачи: техническая — обеспечивался при–ток свежего воздуха в поме–щение, где собиралось много лю–дей, — и декоративная».

В конце XIX века, на волне очере–дного увлечения экзотикой, в Петер–бурге получили распространение разл–ичные техники, пришедшие с вос–тока. В частности, декоративная рос–пись по гипсу, имитирующая так назыв–аемую технику ганч. В оригинальном испол–нении на Востоке использовался специ–альный гипс с добавлением мелкого пе–ска и глинистыми включениями, кот–орый отличается от привычного для нас ги–пса техническими свойствами: при застывании он стано–вится намного мягче, так что его мо–жно резать стеками или дру–гим инструментом. Наносился та–кой гипс способом «оплескивания», хорошо «цеплялся» на повер–хности, расписывался природными крас–ками. У нас создание схожего внеш–него эффекта достигалось ин–ыми современными на тот момент технич–ескими средствами. Ганч, например, имити–ровали, создавая модель из пласт–илина, делая форму и гипс–овые отливки, которые за–тем крепили на поверхность и распи–сывали — поскольку гипс пропитывается масл–яной олифой, то чаще всего мас–лом.

Еще одной «фишкой» интерьера ко–нца девятнадцатого были штофные обои. То–гда их везли в Россию из Фра–нции и Италии. Их и сегодня ве–зут оттуда же.

Жанна М.: «Во Фра–нции есть специальные машины, кот–орые по маленькому сохранившемуся фраг–менту старых штофных об–оев воссоздают ткань — испо–льзуя такие же нити, тот же цвет. Это безумно дор–огая технология. Что такое штоф? Это руло–нная ткань, плотнее обы–чной, в составе которой присут–ствуют синтетические волокна, облег–чающие уход за ней. Штофные обои всегда дела–лись под заказ, поэтому с уника–льным рисунком. От гобелена они отлич–аются, тем, что это не художественное, а все-таки производственное испол–нение, однако поставленное не на по–ток, а считавшееся дорогим удовол–ьствием для избранных.

Сегодня в Ита–лии и Франции создают тк–ани, имитирующие штоф: с тыльной сто–роны они имеют подкладку, кот–орая в старинном интерьере помо–гает нивелировать кривизну стен. Сей–час производство штофных об–оев серийное, но малыми партиями; в прин–ципе необходимый дизайн подо–брать несложно — по рисунку, по га–мме, по технике».

Будничная работа

Сег–одня в моде антиквариат. Дизайн в ст–иле фьюжн бьет все рекорды: публика образо–ванная и имеющая средства выби–рает тандем высокого функцио–нализма и эффектной старины, дела–ющей интерьер особенно изыск–анным. Предметы мебели, рамы, ДПИ, текс–тиль — каждый элемент само–ценен, вкупе они эклектичны; наконец отп–ала надобность сочетать стили–стику и цвет, страну происхождения и эп–оху.

Профессия реставратора востре–бована сверх всякой меры. Раб–оты специалистам невпроворот. Рестав–рируют, в частности, предметы из Италии: меб–ель и рамы, резное и золоченое, сереб–ряное и расписное, в технике папье-маше и из сте–кла, тканевое и из кожи, действительно ста–рое и даже новое, пострадавшее при пере–возке. Не менее популярно сосе–днее направление — Франция, тем бо–лее что предметы, атрибутированные поз–днее 1830 года, можно вывозить без пош–лины. Неслучайно в моде тамошние люс–тры и прочие осветительные при–боры, выполненные в бронзе со сте–клом, декорированные разными матер–иалами, с гальванической или сусальной позо–лотой, эмалью и т. п.

Жанна М.: «Кстати, на во–лне подобного увлечения Фран–цией возрождаются и истинно франц–узские техники декорирования. Напр–имер, игломизе — изобретенный франц–узами еще в XVIII веке способ нанесения зол–отой наводки на стекло или зер–кало. Тонкий изысканный рис–унок благодаря отражению и повто–рению создает удивительный декора–тивный эффект. Используется тех–ника для декорирования дверных порт–алов, каминных зеркал. Ст–оит дорого, известна узк–ому кругу «избранных», у нас редко, но встречается».

Жа–нна признается, что сегодня акту–ально создание новодела по антик–варным образцам. Если речь идет о настоящей ста–рине, реставрация может вклю–чать полный комплекс, а мо–жет ограничиваться лишь консервацией пред–мета, фрагмента, поверхности. Допу–стим, если сохранность менее пятид–есяти процентов, впору задум–аться, восстанавливать ли половину. Не лу–чше ли оставить как есть? Разумнее в матери–альном плане и эффектней с то–чки зрения эстетики. Неслу–чайно ведь коллекционеры — истинные цени–тели старины — плохо сохран–ившийся предмет не подвергают утомит–ельным процедурам реставрации, забо–тясь больше о том, чтобы подо–брать к нему беспроигрышный фон — обычно это чис–тая и ровная поверхность — и оптим–альное окружение.

Жанна Макси–менко Реставратор, художник, деко–ратор

О кончила Ленинградское художес–твенное училище им. В. А. Серова (ныне учи–лище им. Н. К. Рериха). Обучалась в Академии худо–жеств им. И. Е. Репина и СПбГАСУ по прог–рамме «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». С 1991 года реста–вратор деревянной и полихромной скуль–птуры в ГРМ. Параллельно занимается рестав–рацией живописи и декоративных покр–ытий на любых поверхностях в истори–ческих интерьерах, разрабатывая мето–дику и подбирая материалы. В баг–аже множество выполненных ра–бот — как по государственным заказам, так и для час–тных лиц. Главное правило: максимально сохр–анить историческое наследие род–ного города.



Интересные статьи
Строительство дома под ключ

Строит–ельство дома под ключ подразумевает выполнение пол–ного пакета услуг по строит–ельству - со стадии проектирования и закан–чивая отделкой жилища. Во вр–емя подготовки и разработки про–екта коттеджа учитываются все поже–лания и требования заказчика.

Машины для ремонта путей

Любая техника, созд–анная для тяжелых работ та–ких, например как ремонт железно–дорожных путей является шту–чным товаром, который изготав–ливается на заказ, так как его производство вес–ьма затратно в серийных масш–табах.

Кризис изменил приоритеты и назвал новые проекты-бестселлеры Дача нашего времени

Архитектура — жанр, кот–орый всегда адекватно показ–ывает присущие времени предст–авления о комфорте, эстетике, престиже и функцион–альности дома.

Камеры наблюдения от CNB

Комп–ания CNB уже давно заслужила репу–тацию надёжного производителя недорогого видеообо–рудования. Появилась она ещё в конце 20-ого века, и ст–ала настоящим лидером на ры–нке устройств для обеспечения безопа–сности.

Ваш помощник - мотобур

Если вы стр–оите загородный дом, то, разумеется, стара–етесь снижать трудоемкость ра–бот за счет применения электроинструмента или автон–омных механизмов.