Проектирование

Загородный дом: типология-2012

В ко–нце прошлого года наши корреспонденты про–вели ряд консультаций со строителями и архите–кторами загородных домов, с тем чт–обы выяснить, какие про–екты оказались наиболее востреб–ованными в 2012 году. В качестве критериев выбора были выде–лены площадь дома, этажность, стои–мость, архитектурные особенности, стен–овой материал, инженерное обесп–ечение, энергосберегающие характеристики, эколог–ичность постройки и т. д. Результат этих бе–сед и представлен в статье.

Кри–зис среднего сегмента

Предпо–чтения при выборе загородного жи–лья говорят о многом. Если чел–овек, допустим, останавливает вы–бор на доме небольшого метража, то, ско–рее всего, у него не хватает ресу–рсов. Напротив, если заказывается про–ект огромного особняка, то сре–дств достаточно, так что и ландшафт, и инте–рьер, и инженерное обеспечение бу–дут соответствующие. Какие же про–екты загородных домов пользо–вались спросом в ушедшем году?

Ср–азу несколько консультантов обра–тили внимание на любопытную тенденцию: сокра–щение покупок проектов сред–него метража. В докризисную эп–оху дома площадью 250–450 кв. м, причем из са–мых разных стеновых матер–иалов, оставались популярными у клие–нтов самых разных комп–аний. А тут обнаружился некий про–вал в этом сегменте: сейчас предпочитают заказ–ывать либо сравнительно скромные пост–ройки, либо уж совсем «нескромные».

Вот что сказал по эт–ому поводу директор по разв–итию СК «Мера» Алексей Соколов: «У одной кате–гории клиентов, как и раньше, нет недос–татка в денежных средствах.

Та–кие, что вполне объяснимо, заказ–ывают проекты домов бол–ьшой площади — до 1000 кв. м и более. Дру–гая категория клиентов, напр–отив, минимизирует проект по пло–щади, ограничиваясь 160–180 кв. м. Вот эти две категории и соста–вляют большинство заказчиков прое–ктов, в то время как дома средней пло–щади востребованы значительно меньше».

То же отм–етил и директор архитектурного бюро АСП Вик–тор Брызгалов: «Нынешнюю ситуацию можно наз–вать посткризисной, поскольку кри–зис очевидным образом пов–лиял на предпочтения заказчиков. Исх–одя из опыта нашего архитек–турного бюро, можно сказать, что сей–час мало востребованы проекты до–мов среднего метража — 300–400 кв. м. Люди со сравни–тельно небольшим достатком акт–ивно заказывают проекты до–мов площадью 150–200 кв. м, состоятельные предпо–читают строить дома 500–800 кв. м».

То есть, как мы видим, криз–исные явления в экономике в целом отраз–ились на предпочтениях клиентов при выб–оре проектов. Сильнее вс–его от кризиса пострадал сре–дний класс, утратив в итоге бы–лые возможности. Те, кто сохранил хоть какие-то накоп–ления, стараются экономить ве–зде, где только возможно; но определенная категория заказ–чиков, напротив, продолжают тра–тить деньги вопреки всем макроэкон–омическим катаклизмам.

Типовой или индивидуальный?

Стрем–ление к экономии породило и та–кое явление, как повышенный сп–рос на типовые проекты, кот–орые, как известно, обходятся деш–евле индивидуальных архитектурных разра–боток. Но, как отметили консультанты, это во–все не означает, что будущие домовл–адельцы хотят жить в безликих сери–йных постройках. Ведь так называемые тип–овые проекты (которые корректнее назы–вать проектами повторного применения) прод–уманы в том числе и в эстетическом отно–шении. Кроме того, у заказчика все–гда есть возможность усовершенствовать про–ект с учетом своих запр–осов и интересов.

Так, руководитель гру–ппы компаний «СТИНКОМ» Сергей Фед–енко отметил, что их клиенты стре–мятся активно участвовать в разра–ботке проекта на всех стадиях. В совме–стной работе с проектировщиками они стараются макси–мально приблизить готовую разра–ботку к «дому своей мечты». Подтверждает это и Виктор Брызгалов: «Совсем уж незамыс–ловатые проекты заказывают ре–дко. У наших клиентов уже восп–итан определенный вкус, так что даже небольшая и недо–рогая постройка не обходится без элементов укра–шения, к примеру эркеров».

Подавляющее больш–инство заказанных проектов предусм–атривают два этажа в доме. Одноэтажные пост–ройки заказывают очень ре–дко, и это, как правило, индивидуальные разра–ботки. При этом второй этаж стараются сде–лать мансардным, опять же, из сообр–ажений экономии.

Отдельная кате–гория заказчиков — те, кто вообще не хо–чет приобретать проект, чт–обы не ввязываться в многолетний (как водится) про–цесс строительства. Такие кли–енты ищут на рынке готовый дом: уже построенный, с инжен–ерией, в котором осталось ра–зве что выполнить чистовую отд–елку. Именно об этой категории гов–орит заместитель генерального дире–ктора компании «ПетроМар Девелопмент» Дмитрий Дегтярев: «Они хо–тят приобрести дом, чтобы жить «здесь и сейчас». Предпо–читают въехать в него после миним–альных отделочных работ, и мы им та–кую возможность предоставляем. Ведь надо учит–ывать, что даже построенные по типовым прое–ктам дома не получаются одинаковыми».

Немалую долю ры–нка готовых индивидуальных до–мов составляют панельно-каркасные. Что вполне объяснимо: та–кие дома производятся в заводских усло–виях, на поточных линиях, по–сле чего перевозятся на стройплощадку и возво–дятся за считаные дни. Как показывает опыт компаний, кот–орые производят и строят подо–бные дома, в прошлом году они были активно востре–бованы заказчиками. Впрочем, о предпо–чтениях технологий и стеновых матер–иалов — в следующем разделе.

Все мате–риалы востребованы

Говорить о каких-то об–щих и четких тенденциях сло–жно. Компании часто специали–зируются на одной-двух магистральных технологиях домост–роения — отсюда и статистика востребо–ванности того или иного проекта. Кто-то счи–тает, допустим, что в прошлом году меньше заказ–ывали домов из кирпича. Одновр–еменно констатируется увеличение зак–азов проектов из газобетона, что укладывается в отмеч–енную выше тенденцию тотальной экон–омии, поскольку газобетон деш–евле кирпича. В то же время у кир–пича все равно остаются вер–ные поклонники, и если дом капитальный, предна–значен для постоянного проживания и возво–дится недалеко от города, то часто отда–ется предпочтение именно эт–ому традиционному материалу.

Дру–гие специалисты отмечают рост популя–рности клееного бруса и про–чих деревянных стеновых матер–иалов. И прежде всего комп–ании, строящие индивидуальное жи–лье на удалении от города — как пра–вило, это не дома для постоянного проживания, а комфорт–абельные дачи со всеми удобствами, ча–сто в живописном природном окружении, где сам бог ве–лел выбирать дерево. «Вполне естес–твенно, — говорит Сергей Фед–енко, — что большинство наших заказ–чиков отдают должное качест–венным деревянным домам. В про–шлом году 90% клиентов компании зака–зали проекты домов из дерев–янных стеновых материалов, и тол–ько 5% остановили свой выбор на каме–нных постройках, а 5% — на каркасных констр–укциях. При этом 80% заказавших в ГК «СТИНКОМ» дома из дерева выб–рали в качестве стенового мате–риала производимый нами деревянный кир–пич, а 20% предпочли клееный брус».

Та–ким образом, сейчас на ры–нке востребованы все стеновые мате–риалы, в зависимости от запроса клие–нтов и специализации компании.

Инже–нерия, энергосбережение, экология

По наблю–дениям строителей и проектировщиков, в про–шлом году инженерное оборудование кли–енты приобретали в основном прове–ренное и надежное. При возможности отоп–ления газом чаще всего предпо–чтение отдавали импортному газо–вому оборудованию, но и в других слу–чаях выбор делался в пол–ьзу чего-то апробированного и умеренного по стои–мости. Очень дорогую или эксклю–зивную инженерную технику вр–оде тепловых насосов в индивид–уальных домах устанавливают ре–дко.

Проект не всегда вклю–чает инженерию. Если в готовом про–екте инженерное обеспечение не прораба–тывается, то клиенты сами решают эту проб–лему, и проектировщиков в известность не ста–вят. Если же инженерная часть содер–жится в рабочей документации, то ее приобретают уже хотя бы по причине дово–льно низкой стоимости.

Неко–торые клиенты большое вним–ание уделяют утеплению дома, в част–ности заказывают специальные фин–ские утеплители, что значительно сни–жает тепловые потери че–рез стены, устанавливают энергосб–ерегающие стеклопакеты в оконные про–емы. А экономия электроэнергии (особенно в больших домах) дости–гается за счет использования энергосберегающих электро–приборов.

Естественно, что клиентов заб–отит и экологическая безопасность постр–оенных домов. В первую оче–редь она обеспечивается применением натур–альных и безвредных материалов. Проб–лема в том, что люди не всегда понимают, что для их здор–овья опасно, а что безопасно. Вслед–ствие недостатка информации чаще вс–его предпочтение отдается традиц–ионным, проверенным десятилетиями матер–иалам.

В качестве итога мо–жно отметить общую тенденцию: бо–лее рациональный подход при выб–оре проекта индивидуального дома. Кон–ечно, есть категория заказчиков, кот–орые могут себе позволить лю–бую экстравагантность. Но большинство прин–имают решение, взвесив и обд–умав все, стараясь удовлетворить свои зап–росы без лишних затрат.

Ник–олай Антонов, генеральный дире–ктор компании «ОСКО-ХАУС»:

Наша компания возв–одит дома по технологии фахверк, как правило, по индивид–уальным проектам, разработанным с уче–том потребностей заказчика и особен–ностей земельного участка. В больш–инстве случаев наши заказчики ориент–ированы на строительство больших до–мов, от 500 кв. м. Однако в последнее вр–емя мы начали застраивать котте–джный поселок с домами площ–адью от 165 до 335 кв. м. В рамках этого про–екта максимально востребован тип предл–ожения «дом под ключ». Судя по отзывам покупателей, они гот–овы приобретать дом, спроектированный професси–ональным архитектором, с полной внутр–енней отделкой высочайшего каче–ства, при этом избавляя себя от необходимости длите–льного общения с дизайнерами, проектировщиками, строи–телями и экономя время на строит–ельство. А индивидуальность всегда мо–жно создать с помощью мебели, пред–метов интерьера, штор и т. п. Экологичность бесп–окоит всех заказчиков, но комбинация «клееное дер–ево и стекло» ни у кого не вызывает сомнений по экологической чис–тоте. Само собой разумеется, при строит–ельстве применяются энергосберегающие стекло–пакеты, мощные «пироги» утепления кро–вли и другие современные техно–логии.



Интересные статьи
Обзор рынка производителей солнцезащитных систем: рольставни для окон.

Появ–ление на рынке уникальной прод–укции под названием рольставни прои–звело настоящий переворот в сф–ере декорирования оконных про–емов с внешней стороны зда–ний и позволило людям обезо–пасить свои жилища.

Верховые прогулки в Ленобласти Чем заняться в межсезонье?

«Чем бы заня–ться в межсезонье?» — размышляют любители активного отд–ыха. Велосипед уже убран в клад–овку, а лыжи доставать еще рановато.

Подготовка проектов по электроснабжению

Обустр–ойство энергоснабжающих коммуникаций — один из наиб–олее ответственных этапов прое–ктной составляющей строительства и рем–онта. Такие процедуры мо–гут выполняться только опыт–ными специалистами с соответствующим уро–внем квалификации.

Строительство дома под ключ

Строит–ельство дома под ключ подразумевает выполнение пол–ного пакета услуг по строит–ельству - со стадии проектирования и закан–чивая отделкой жилища. Во вр–емя подготовки и разработки про–екта коттеджа учитываются все поже–лания и требования заказчика.

Машины для ремонта путей

Любая техника, созд–анная для тяжелых работ та–ких, например как ремонт железно–дорожных путей является шту–чным товаром, который изготав–ливается на заказ, так как его производство вес–ьма затратно в серийных масш–табах.