Технологии строительства

Кризис заставил домостроителей придумывать новые технологии Без излишеств, но с идеями

Домостро–ительные технологии на месте не ст–оят. Сегодня по конструктивным особен–ностям стен частного загородного дома, а та–кже использованным строителями облицо–вочным материалам можно опред–елить, в каком году его построили. Чем отлич–аются коттеджи образца 2009 года от тех, что возв–одили три–пять лет назад? Предмет сегодняшнего обз–ора — деревянное и каркасное домост–роение.

Статистика показывает, что в про–шлой пятилетке, примерно до 2005 года, в осо–бом фаворе у строительных комп–аний, предлагавших дома и дачи заводской сбо–рки, было калиброванное бревно. В 2006–2007 го–дах оно уступило пальму перве–нства профилированному и клееному бр–усу. Сегмент каркасного домост–роения в этот период только наб–ирал обороты, однако небо–льшие строительные предприятия предпо–читали дома не из заводских «сэндвич»-панелей, а сооружение карк–асов непосредственно на стройплощадках, при–чем, в зависимости от квалификации подр–ядной организации и возможностей зака–зчика, в ход шли самые разные материалы: от «вяленой» до–ски с ближайшей базы стройматериалов до гот–овых элементов и конструкций, приобр–етенных на производствах.

В 2008–2009 годах мно–гое изменилось. Стагнация потребит–ельского спроса заставила произво–дителей домов искать и предл–агать будущим домовладельцам бо–лее рациональные конструкции стен, но не забы–вать при этом об архитектурной выразительности, качест–венном утеплении, экологии и прочн–остных характеристиках.

«Частники» и девелоперы

В докри–зисный период рынок дерев–янного и каркасного домостроения в Северо-Западном рег–ионе был представлен десятком кру–пных игроков, которые с перем–енным успехом стремились увя–зать в своих производственных цепо–чках основные звенья производ–ственного цикла — от лесозаготовки до собст–венных кредитно-финансовых структур. Большинство участ–ников этого рынка им–ели собственные либо совместные с дружест–венными девелоперскими структурами про–екты коттеджных поселков. При–чем развитие вертикально интегри–рованных структур могло начин–аться с любого звена цеп–очки. Например, предприятия, основ–анные в 1993–1998 годы, как правило, стартовали с небо–льших деревообрабатывающих и домостроительных произ–водств, но, став значимыми производителями и постав–щиками домов, так и не стали круп–ными девелоперами. Те, кто дебютировал с 2002 по 2006 год, одновр–еменно с созданием производств, реализ–овывали собственные девелоперские про–екты — коттеджные поселки. При этом деревообра–батывающие и домостроительные производственные ли–нии приобретались по мере развития «земельных» прое–ктов. Однако называть та–кие структуры полноценными девелоперско-строительными компа–ниями полного цикла некор–ректно — они зависимы от ситуации на ры–нке земли, а также от поста–вщиков леса.

Говоря о текущем сост–оянии рынка загородной недвиж–имости, нельзя не отметить осно–вную тенденцию, отчетливо прояви–вшуюся с осени 2008 года: представители практ–ически всех строительных компаний с боль–шими объемами застройки в котте–джных поселках стали публ–ично заявлять о том, что в 2009 году сделают ста–вку на работу с частными владе–льцами участков. Таким обр–азом, домостроители признали, что сег–мент коттеджных поселков пере–стал рассматриваться ими как основной зака–зчик. Причина — резкое сниж–ение спроса на коттеджные пос–елки с домами «под ключ», а также неспос–обность девелоперских структур ве–сти строительство за счет собственных сре–дств и кредитных ресурсов.

Бестс–еллер для среднего класса: пока нет, но скоро бу–дет

Для потребителя это безусловный плюс: с ним теп–ерь готовы работать индиви–дуально, подгоняя коттедж «по фигуре», как добр–отный дорогой костюм. Осн–овой для индивидуального частного дома чаще вс–его становятся так называемые гот–овые проекты. На небольшом произв–одстве «сэндвич»-панелей и домов из них вам для начала пред–ложат приобрести «выкройку» — то есть готовый про–ект из каталогов, коих за последние годы соз–дано немало, причем с «участием» как мес–тных «проектов-бестселлеров», так и «переводных» (то есть адаптированных к нашим усло–виям проекты из Америки и Европы).

Ме–жду тем, для того чтобы уверенно рабо–тать на рынке загородной недвиж–имости, строители должны соз–дать продукт, понятный и дост–упный широкой аудитории предста–вителей среднего класса. Речь идет о прое–ктах односемейных дачных или для посто–янного проживания домов, кот–орые продавались бы тысячами (западные «проекты-бестселлеры» им–еют «тиражи» десятки и сотни тысяч). Росс–ияне, привыкшие проводить выхо–дные и каникулы в Финляндии, мо–гут, что называется, невооруженным гла–зом отметить, какие име–нно проекты более вс–его популярны у финнов. У нас та–ких «народных» проектов односемейных до–мов пока нет, но, по всей видимости, в ближайшие годы появ–ятся — к этому есть главная предпосылка: потре–бность.

Первичный рынок зе–мли в коттеджных поселках вст–упил в такую фазу развития, ко–гда подавляющее большинство ликв–идных участков уже нашли покуп–ателя. В течение 2009 года продавались лишь два типа объектов: полн–остью готовые дома (в ряде случаев не про–сто «под ключ», но даже с выполненными ландшафтными рабо–тами и постриженными газонами), и их полная противоп–оложность — неосвоенные участки, име–ющие подъездные дороги и осно–вные коммуникации (электричество, газ, локальное водосн–абжение и канализацию).

Но строительные организации еще тол–ько начали предлагать потре–бителю рациональный, выверенный и адаптир–ованный к российским экономическим усло–виям и, что главное, понятный широ–кому потребителю продукт, явля–ющий собой участок с коммуни–кациями и домокомплект. В условиях, ко–гда число новых землевл–адельцев значительно превышает чи–сло новых домовладельцев, прак–тика приобретения участка и заст–ройки его типовыми домами на про–дажу сопряжена со значительными рис–ками для строительных компаний: велика вероя–тность «промахнуться» — попасть мимо потребительских предпо–чтений. Гораздо более интер–есной для строителей оказывается раб–ота непосредственно с теми потенциальными домовла–дельцами, которые уже приобрели зе–млю, с поселками, имеющими ста–тус ДНП (где каждый владелец уча–стка уже знает, что хочет), а также с част–ными лицами, желающими модерни–зировать свою загородную недвижимость (снести вет–хий дом и построить новый).

От кирпича из дер–ева до клееного бревна

Что же нов–ого на рынке частного домост–роения к январю 2010 года? Отметим осно–вные тенденции. Во-первых, ряд проектировщиков, специализ–ирующихся на «каталожной» архитектуре, а также произв–одители начали выводить на ры–нок рациональные проекты быстрово–зводимых домов «начального уровня», одноэтажных гост–евых домов от 40 до 70 кв. м, которые предла–гаются в качестве первого стро–ения для приобретенных ранее учас–тков. Такие произведения отечест–венного «домостроя» в наше непростое время им–еют шансы на хороший сп–рос.

Во-вторых, в Ленинградской области появ–ились несколько новых предп–риятий, предлагающих строительство так назыв–аемых «канадских» домов из «сэндвич»-панелей. Называть их поим–енно не будем: следите за рекламными объявл–ениями. Собственно говоря, сами по себе та–кие дома — не новшество, они широко изве–стны с середины прошлого века, но все-таки техно–логия меняется. В частности, два-три года на–зад для наружной облицовки кар–каса использовали ориентированно-стружечные плиты (OSB), кот–орые в зависимости от производителя сущес–твенно различались по качеству. Неко–торые компании (например, вышедший на ры–нок в 2009 году ForwardHouse) предлагает обшивку до–мов из SIP-панелей стекломагнезитовыми листами (СМЛ). Этот влагос–тойкий и экологичный материал нов–ого поколения имеет нем–ало преимуществ перед традиц–ионными ЦСП и гипсокартоном. Для частных застро–йщиков, обративших на него внимание, зам–етим, что качество СМЛ сильно разн–ится в зависимости от того, кто его произвел.

Наби–рают популярность комбинированные домостро–ительные технологии. Среди так–овых отметим запатентованный в Евр–опе «Экорекс» (производитель в Финляндии Rantasalmi Oy, имеющий предста–вителей в РФ). Стена, сделанная по этой техно–логии, являет собой сэн–двич из тонкого (70 мм) профилированного бр–уса, каркаса и внутренней обш–ивки (вагонки или гипсокартона). «Фишка» «Экорекса» в том, что несущая нагрузка распред–еляется между стеной из бр–уса и каркасом. Вторая особе–нность — использование в качестве утепл–ителя специально обработанной минера–льными инсектицидами и антипиренами целл–юлозы (то есть, попросту, макулатуры), доведенной до сост–ояния почти что пищевой чис–тоты. Производитель утверждает, что по сос–таву такая композиция бли–зка к сердцевине древесного ств–ола, стало быть, дом, построенный по этой техно–логии, имеет гораздо бол–ьше оснований называться дерев–янным, нежели каркасный, утепл–енный, к примеру, пенополистиролом или минерал–оватными плитами.

Еще один новый стен–овой материал, имеющий непл–охой шанс на массовое распространение в обоз–римом будущем, — «деревянный кирпич» (патент ГК «Стинком»). Для его изготовления пилома–териалы высушивают до влажности 8–12%, стро–гают, шлифуют и на высокоточном оборуд–овании фрезеруют шипы, направляющие пазы и декора–тивные кромки. Габаритами «деревянный кирпич» отлич–аются от керамического прототипа. В част–ности, его длина составляет 650 мм, что откр–ывает широкие планировочные возмо–жности. Эта технология — целиком и полн–остью отечественное ноу-хау: деревянные заго–товки длиной 65 см легче отбрак–овывать, обрабатывать и монтировать, неж–ели длинномерный брус. Собственно, гл–ядя на обрезки высококачественного бр–уса, скапливающиеся на домостроительных произв–одствах, разработчики и «выпустили» идею превратить брус в под–обие кирпича. Стало быть, изобр–етение сулит немалый эконом–ический эффект.

Еще одна разработка после–днего времени — клееное бре–вно, сочетающее преимущества клее–ного бруса и традиционность фо–рмы обычного круглого бре–вна. О ней почти одновременно зая–вили российские и финские произв–одители. Однако этот материал едва ли расс–читан на массовый спрос.



Интересные статьи
Строительство дома под ключ

Строит–ельство дома под ключ подразумевает выполнение пол–ного пакета услуг по строит–ельству - со стадии проектирования и закан–чивая отделкой жилища. Во вр–емя подготовки и разработки про–екта коттеджа учитываются все поже–лания и требования заказчика.

Машины для ремонта путей

Любая техника, созд–анная для тяжелых работ та–ких, например как ремонт железно–дорожных путей является шту–чным товаром, который изготав–ливается на заказ, так как его производство вес–ьма затратно в серийных масш–табах.

Кризис изменил приоритеты и назвал новые проекты-бестселлеры Дача нашего времени

Архитектура — жанр, кот–орый всегда адекватно показ–ывает присущие времени предст–авления о комфорте, эстетике, престиже и функцион–альности дома.

Камеры наблюдения от CNB

Комп–ания CNB уже давно заслужила репу–тацию надёжного производителя недорогого видеообо–рудования. Появилась она ещё в конце 20-ого века, и ст–ала настоящим лидером на ры–нке устройств для обеспечения безопа–сности.

Ваш помощник - мотобур

Если вы стр–оите загородный дом, то, разумеется, стара–етесь снижать трудоемкость ра–бот за счет применения электроинструмента или автон–омных механизмов.