Технологии строительства

Кризис заставил домостроителей придумывать новые технологии Без излишеств, но с идеями

Домостро–ительные технологии на месте не ст–оят. Сегодня по конструктивным особен–ностям стен частного загородного дома, а та–кже использованным строителями облицо–вочным материалам можно опред–елить, в каком году его построили. Чем отлич–аются коттеджи образца 2009 года от тех, что возв–одили три–пять лет назад? Предмет сегодняшнего обз–ора — деревянное и каркасное домост–роение.

Статистика показывает, что в про–шлой пятилетке, примерно до 2005 года, в осо–бом фаворе у строительных комп–аний, предлагавших дома и дачи заводской сбо–рки, было калиброванное бревно. В 2006–2007 го–дах оно уступило пальму перве–нства профилированному и клееному бр–усу. Сегмент каркасного домост–роения в этот период только наб–ирал обороты, однако небо–льшие строительные предприятия предпо–читали дома не из заводских «сэндвич»-панелей, а сооружение карк–асов непосредственно на стройплощадках, при–чем, в зависимости от квалификации подр–ядной организации и возможностей зака–зчика, в ход шли самые разные материалы: от «вяленой» до–ски с ближайшей базы стройматериалов до гот–овых элементов и конструкций, приобр–етенных на производствах.

В 2008–2009 годах мно–гое изменилось. Стагнация потребит–ельского спроса заставила произво–дителей домов искать и предл–агать будущим домовладельцам бо–лее рациональные конструкции стен, но не забы–вать при этом об архитектурной выразительности, качест–венном утеплении, экологии и прочн–остных характеристиках.

«Частники» и девелоперы

В докри–зисный период рынок дерев–янного и каркасного домостроения в Северо-Западном рег–ионе был представлен десятком кру–пных игроков, которые с перем–енным успехом стремились увя–зать в своих производственных цепо–чках основные звенья производ–ственного цикла — от лесозаготовки до собст–венных кредитно-финансовых структур. Большинство участ–ников этого рынка им–ели собственные либо совместные с дружест–венными девелоперскими структурами про–екты коттеджных поселков. При–чем развитие вертикально интегри–рованных структур могло начин–аться с любого звена цеп–очки. Например, предприятия, основ–анные в 1993–1998 годы, как правило, стартовали с небо–льших деревообрабатывающих и домостроительных произ–водств, но, став значимыми производителями и постав–щиками домов, так и не стали круп–ными девелоперами. Те, кто дебютировал с 2002 по 2006 год, одновр–еменно с созданием производств, реализ–овывали собственные девелоперские про–екты — коттеджные поселки. При этом деревообра–батывающие и домостроительные производственные ли–нии приобретались по мере развития «земельных» прое–ктов. Однако называть та–кие структуры полноценными девелоперско-строительными компа–ниями полного цикла некор–ректно — они зависимы от ситуации на ры–нке земли, а также от поста–вщиков леса.

Говоря о текущем сост–оянии рынка загородной недвиж–имости, нельзя не отметить осно–вную тенденцию, отчетливо прояви–вшуюся с осени 2008 года: представители практ–ически всех строительных компаний с боль–шими объемами застройки в котте–джных поселках стали публ–ично заявлять о том, что в 2009 году сделают ста–вку на работу с частными владе–льцами участков. Таким обр–азом, домостроители признали, что сег–мент коттеджных поселков пере–стал рассматриваться ими как основной зака–зчик. Причина — резкое сниж–ение спроса на коттеджные пос–елки с домами «под ключ», а также неспос–обность девелоперских структур ве–сти строительство за счет собственных сре–дств и кредитных ресурсов.

Бестс–еллер для среднего класса: пока нет, но скоро бу–дет

Для потребителя это безусловный плюс: с ним теп–ерь готовы работать индиви–дуально, подгоняя коттедж «по фигуре», как добр–отный дорогой костюм. Осн–овой для индивидуального частного дома чаще вс–его становятся так называемые гот–овые проекты. На небольшом произв–одстве «сэндвич»-панелей и домов из них вам для начала пред–ложат приобрести «выкройку» — то есть готовый про–ект из каталогов, коих за последние годы соз–дано немало, причем с «участием» как мес–тных «проектов-бестселлеров», так и «переводных» (то есть адаптированных к нашим усло–виям проекты из Америки и Европы).

Ме–жду тем, для того чтобы уверенно рабо–тать на рынке загородной недвиж–имости, строители должны соз–дать продукт, понятный и дост–упный широкой аудитории предста–вителей среднего класса. Речь идет о прое–ктах односемейных дачных или для посто–янного проживания домов, кот–орые продавались бы тысячами (западные «проекты-бестселлеры» им–еют «тиражи» десятки и сотни тысяч). Росс–ияне, привыкшие проводить выхо–дные и каникулы в Финляндии, мо–гут, что называется, невооруженным гла–зом отметить, какие име–нно проекты более вс–его популярны у финнов. У нас та–ких «народных» проектов односемейных до–мов пока нет, но, по всей видимости, в ближайшие годы появ–ятся — к этому есть главная предпосылка: потре–бность.

Первичный рынок зе–мли в коттеджных поселках вст–упил в такую фазу развития, ко–гда подавляющее большинство ликв–идных участков уже нашли покуп–ателя. В течение 2009 года продавались лишь два типа объектов: полн–остью готовые дома (в ряде случаев не про–сто «под ключ», но даже с выполненными ландшафтными рабо–тами и постриженными газонами), и их полная противоп–оложность — неосвоенные участки, име–ющие подъездные дороги и осно–вные коммуникации (электричество, газ, локальное водосн–абжение и канализацию).

Но строительные организации еще тол–ько начали предлагать потре–бителю рациональный, выверенный и адаптир–ованный к российским экономическим усло–виям и, что главное, понятный широ–кому потребителю продукт, явля–ющий собой участок с коммуни–кациями и домокомплект. В условиях, ко–гда число новых землевл–адельцев значительно превышает чи–сло новых домовладельцев, прак–тика приобретения участка и заст–ройки его типовыми домами на про–дажу сопряжена со значительными рис–ками для строительных компаний: велика вероя–тность «промахнуться» — попасть мимо потребительских предпо–чтений. Гораздо более интер–есной для строителей оказывается раб–ота непосредственно с теми потенциальными домовла–дельцами, которые уже приобрели зе–млю, с поселками, имеющими ста–тус ДНП (где каждый владелец уча–стка уже знает, что хочет), а также с част–ными лицами, желающими модерни–зировать свою загородную недвижимость (снести вет–хий дом и построить новый).

От кирпича из дер–ева до клееного бревна

Что же нов–ого на рынке частного домост–роения к январю 2010 года? Отметим осно–вные тенденции. Во-первых, ряд проектировщиков, специализ–ирующихся на «каталожной» архитектуре, а также произв–одители начали выводить на ры–нок рациональные проекты быстрово–зводимых домов «начального уровня», одноэтажных гост–евых домов от 40 до 70 кв. м, которые предла–гаются в качестве первого стро–ения для приобретенных ранее учас–тков. Такие произведения отечест–венного «домостроя» в наше непростое время им–еют шансы на хороший сп–рос.

Во-вторых, в Ленинградской области появ–ились несколько новых предп–риятий, предлагающих строительство так назыв–аемых «канадских» домов из «сэндвич»-панелей. Называть их поим–енно не будем: следите за рекламными объявл–ениями. Собственно говоря, сами по себе та–кие дома — не новшество, они широко изве–стны с середины прошлого века, но все-таки техно–логия меняется. В частности, два-три года на–зад для наружной облицовки кар–каса использовали ориентированно-стружечные плиты (OSB), кот–орые в зависимости от производителя сущес–твенно различались по качеству. Неко–торые компании (например, вышедший на ры–нок в 2009 году ForwardHouse) предлагает обшивку до–мов из SIP-панелей стекломагнезитовыми листами (СМЛ). Этот влагос–тойкий и экологичный материал нов–ого поколения имеет нем–ало преимуществ перед традиц–ионными ЦСП и гипсокартоном. Для частных застро–йщиков, обративших на него внимание, зам–етим, что качество СМЛ сильно разн–ится в зависимости от того, кто его произвел.

Наби–рают популярность комбинированные домостро–ительные технологии. Среди так–овых отметим запатентованный в Евр–опе «Экорекс» (производитель в Финляндии Rantasalmi Oy, имеющий предста–вителей в РФ). Стена, сделанная по этой техно–логии, являет собой сэн–двич из тонкого (70 мм) профилированного бр–уса, каркаса и внутренней обш–ивки (вагонки или гипсокартона). «Фишка» «Экорекса» в том, что несущая нагрузка распред–еляется между стеной из бр–уса и каркасом. Вторая особе–нность — использование в качестве утепл–ителя специально обработанной минера–льными инсектицидами и антипиренами целл–юлозы (то есть, попросту, макулатуры), доведенной до сост–ояния почти что пищевой чис–тоты. Производитель утверждает, что по сос–таву такая композиция бли–зка к сердцевине древесного ств–ола, стало быть, дом, построенный по этой техно–логии, имеет гораздо бол–ьше оснований называться дерев–янным, нежели каркасный, утепл–енный, к примеру, пенополистиролом или минерал–оватными плитами.

Еще один новый стен–овой материал, имеющий непл–охой шанс на массовое распространение в обоз–римом будущем, — «деревянный кирпич» (патент ГК «Стинком»). Для его изготовления пилома–териалы высушивают до влажности 8–12%, стро–гают, шлифуют и на высокоточном оборуд–овании фрезеруют шипы, направляющие пазы и декора–тивные кромки. Габаритами «деревянный кирпич» отлич–аются от керамического прототипа. В част–ности, его длина составляет 650 мм, что откр–ывает широкие планировочные возмо–жности. Эта технология — целиком и полн–остью отечественное ноу-хау: деревянные заго–товки длиной 65 см легче отбрак–овывать, обрабатывать и монтировать, неж–ели длинномерный брус. Собственно, гл–ядя на обрезки высококачественного бр–уса, скапливающиеся на домостроительных произв–одствах, разработчики и «выпустили» идею превратить брус в под–обие кирпича. Стало быть, изобр–етение сулит немалый эконом–ический эффект.

Еще одна разработка после–днего времени — клееное бре–вно, сочетающее преимущества клее–ного бруса и традиционность фо–рмы обычного круглого бре–вна. О ней почти одновременно зая–вили российские и финские произв–одители. Однако этот материал едва ли расс–читан на массовый спрос.



Интересные статьи
Индивидуальное водоснабжение. Виды скважин на воду

Сква–жина на песок – это не очень глуб–окая скважина (20—30 метров), её производительность не выс–окая и составляет этот показатель не бол–ьше 0,9 кубометров в час. Для подобных скв–ажин будет использовать специ–альная труба диаметром 152 или 133 мм.

Надписи на офисных и фасадных табличках могут наноситься разными способами.

Мн–ого ли вы знаете о, казалось бы, обы–чных офисных и фасадных табл–ичках, коих великое множество ви–сит на дверях кабинетов и сте–нах всевозможных заведений? Если у вас организация, офис или предп–риятие, значит, у вас есть сотрудники, зака–зчики и партнёры.

Аквапанель® цементная плита — уверенность в завтрашнем дне!

Компл–ектные системы на основе КНАУФ-листа (гипсокартонного листа), КНАУФ-суперлиста (гипсоволокнистого листа) и КНАУФ-гипсоплиты (пазогребневой плиты) да–вно заслужили доверие и популя–рность у российских строителей и проекти–ровщиков.

Выбор стройматериалов для строительства

Професси–онального мастера в области строит–ельства в первую очередь дол–жны интересовать материалы для выпол–нения предстоящих работ, ну–жно в обязательном порядке обра–щать внимание не только на их стои–мость, но и на качество.

Блиц-опрос. По поводу воды…

1. Наск–олько актуальна, на ваш взгляд, проб–лема водоочистки? 2.